DU HAST IST FANTASTICH
Номинанты "Грэмми", лауреаты европейских и американских премий MTV, наград "ECHO" и "IFPI", в придачу более трёх миллионов проданных дисков по всему миру, многочисленные топ-позиции в хит-парадах десятков стран, свыше полутысячи концертов, включая ряд европейских фестивалей и большое американское/ южно-американское турне, и т.д. и т.п. О ком это? Ещё пару лет назад невозможно было предположить, что все эти достижения и регалии могут принадлежать относительно молодой группе из Германии, исполняющей к тому же свои песни на родном языке. Столь ярко выраженное единодушие фэнов и критиков всего мира (включая Россию), относительно признания таланта Rammstein - явление достаточно редкое, и для большинства коллективов, скажем так, некоммерческого направления обладание таким статусом остаётся лишь мечтой. И зачастую несбыточной. Каким же образом эти шестеро бюргеров умудрились за считанные месяцы войти в элиту мирового шоу-бизнеса, мы и попытаемся выяснить в этой статье. Тем более, что для этого мини-следствия есть хороший повод: 31 августа компания "Universal" выпустила концертные альбом, видео и DVD Rammstein "Live Aus Berlin", которые сами музыканты называют не банальным концертником, а "завершением первой главы истории группы".
С истории, пожалуй, и начнём. Про музыкантов совершивших такой стремительный взлёт обычно говорят: появились в нужном месте и в нужный час. Однако если в творческом плане это тезис вполне подходит к нашим героям, то в чисто физическом смысле про Rammstein сказать нельзя, ибо всех шестерых угораздило появиться на свет в ныне бывшем государстве, именуемом Германской Демократической Республикой. И если в бытовом плане понятие о жизни что по одну сторону берлинской стены, что по другую для нас, уроженцев Страны Советов вряд ли чем-то отличалось и ГДР был такой же заграницей как и Англия или Америка, то насущные проблемы металлистов бывших братьев по соцлагерю были практически идентичны. Во всяком случае, согласно воспоминаниям "раммштайновцев".
"Любителям тяжёлой музыки за "Железным занавесом" было нелегко - рассказывает гитарист Richard Kruspe. - Конечно, какая-то информация о самых известных группах типа Kiss проникала в Восточную Германию, но металлические пластинки здесь никогда не издавались. Достать переписанные по второму-третьему разу альбомы тех же Kiss считалось большой удачей! Они (Kiss) представляли капитализм во всей своей сущности, и каждый школьник был заражён Kiss. Можно даже было вылететь из школы за невинный логотип Kiss, нарисованный в тетрадке или на обложке учебника! Когда мне было 12 лет, мой отчим сорвал со стены моей комнаты плакат Kiss и разорвал его на мелкие кусочки. Я ревел всю ночь, пытаясь их склеить! Может быть в это трудно поверить, но на утро плакат снова красовался на стене! Сейчас я, конечно, уже не испытываю к вещам таких чувств, потому что человек не может быть сентиментальным всю жизнь - представления ребёнка о происходящих вокруг событиях более яркие и где-то даже надуманные, чем есть на самом деле. Сегодня я слушаю много разной музыки, но я не могу назвать себя большим поклонником какой-либо группы. Скажем так мне нравятся группы, которые идут своим неповторимым путём: Metallica, Red Hot Chili Peppers, Suicidal Tendencies, Pantera... Это музыканты со своим уникальным стилем ".
К таковым без всяких различий можно причислить и самих Rammstein. Налицо редкий случай: группа, которую с самого начала её карьеры практически ни с кем не сравнивали! Разве что с Laibach. Правда Kruspe считает аналогии с представителями нового словенского искусства не совсем уместными: "Все эти сравнения основываются на одной единственной вещи - характерном голосе нашего Тилля и вокалиста Laibach. Я бы охарактеризовал музыку Laibach как очень интеллектуальную, в то время как песни Rammstein - более эмоциональные. Интеллектуальная музыка - это совершенно не наша стезя."
В появлении же своего собственного уникального стиля Rammstein винят (читай - благодарят), как ни странно, социалистический строй своей родины былых времён!
"Да, это очень важный, если не сказать ключевой момент в истории группы, - убеждён Richard. - Конечно, мы собрались для того, чтобы найти свой стиль, который бы полностью удовлетворял нас, в отличии от тех групп, в которых мы играли до появления Rammstein. Но есть ещё одна, более важная причина: все мы родились и выросли в Восточной Германии, за "Железным занавесом", и музыка, которую мы слушали в детстве и юности там была фактически запрещена. Как я уже говорил, большинство западных групп никогда не появлялись в ГДР с концертами, а их альбомы не издавались. Да, мы находили свои лазейки, но в целом, такая ситуация превратила нас в белый лист бумаги, не замаранный практически ни кем. Вы понимаете, что я имею в виду?"
"Мы - волшебники! - смеётся Рихард. - А если серьёзно, я не могу дать вразумительный ответ на этот вопрос. Я знаю, что происходит с нами, но не могу объяснить, почему это так, а никак иначе. Самое смешное, что с самого начала все нам говорили, что ничего путного из этого проекта не выйдет, и что мы ничего не добьёмся в своей жизни. Но мы были упорны в том, что делали; хотя для нас было большим сюрпризом то, что немецкая группа, да ещё поющая на родном языке станет столь популярна во всём мире и в США, в частности. Для нас это огромная честь и мы очень горды собой".
Тем удивительней кажется триумф Rammstein за пределами своей страны, так как даже в Германии не каждая команда, поющая на родном языке, имеет успех. Примечательно, что попытка "заставить" Тилля Линдеманна запеть на английском была, и закончилась она абсолютным провалом.
"Да, был случай, когда наша компания попросила нас перевести на английский хотя бы один наш сингл, потому что они очень боялись провала в Америке, говорит Kruspe. - Мы сделали это, но для нас это было скорее приколом, потому что Rammstein на английском - это очень смешно! Но самое смешное было потом, когда американские ди-джеи отказались крутить эту версию, и все время ставили оригинальный, немецкий вариант. Тогда я понял, что никогда не стоит метаться между двумя языками - это только портит песню. В нашем же случае это важно и потому, что немецкий язык очень специфичен, он настолько органично переплетается с музыкой, что становится если не основой песни, то по крайне мере, важнейшей его частью".
Такого в Америке, наверное, ещё не было. А если добавить сюда ещё концерты Rammstein, на которых публика поёт вместе с Линдеманном весь репертуар группы!..
"Это очень забавно! - соглашается гитарист. - Причём, наверняка они не знают смысла этих песен! Но американские фэны всегда очень эмоциональны - они даже не поют, а орут, и лично я всегда вспоминаю себя, когда я был ребёнком и пел разные английские песенки, не зная ни слова. Мне просто хотелось это делать, и я делал как только мог. Главным образом это были те песни, в которых были ключевые слова, повторяющиеся на протяжении всей композиции - "TNT, "Highway To Hell", AC/DC... Как наши "Du Hast" и "Sehnsucht". Все это происходит на эмоциональном уровне. В принципе, когда поешь на концертах вовсе не обязательно знать перевод. Но хочется надеяться, что людям всё же интересен смысл наших песен. И если кто-то открывает немецкий словарь или разговорник только потому, что это язык его любимой группы - это просто замечательно!"
Только словарь этот должен быть с определённым уклоном, ибо песни Rammstein - находка для цензуры и запретный плод для несовершеннолетних. В чём только не обвиняли Rammstein, предъявляя в качестве обвинения тексты их же собственных песен. И хорошо, если группу приводят как наглядный пример для лучшего усвоения фрейдовских учений, а то доходит аж до обвинения в пропаганде фашизма или того хуже - в тлетворном влиянии на подростков типа тех, что учинили пресловутую колумбийскую резню!
"Это настолько глупо и тупо, что даже не стоит тратить время на разговоры на эту тему, - говорит Рихард. - Нам не в чем оправдываться. Насчёт той истории в колумбийской школе очень хорошо и обстоятельно сказал Мерилин Мэнсон. Мы даже поместили его заявление прессе и народу на своей официальной страничке в Интернете. А что касается наших текстов... Песни Rammstein поднимают самые различные вопросы, они не только об инцесте или разврате, это вещи и о любви, но только в её крайних формах, песни ангелов крайности. Для меня вся жизнь построена на отношениях - между мужчиной и женщиной, человеком и музыкой... Но основная тема одна единственная: любовь. Наша музыка - это песни, написанные и исполняемые раммштайновским языком выражения крайностей жизни. И, кстати, никакой связи между нашими стихами и шоу "Family Values-Tour" не существует - это не более, чем просто совпадение. Во всяком случае, здесь нет никакой иронии".
Упомянутые гастроли под девизом "Family Values-Tour", американское турне группы Korn, где наши герои играли в первом отделении, стали для Rammstein краеугольным камнем, своеобразной вехой. Как, впрочем, и большинство первых визитов за океан большинства европейских групп. Воспоминаний и впечатлений - масса. Размышлений и выводов - ещё больше.
"Если бы я знал, в чём кроется причина такого успеха Rammstein в Америке, и будь на то моя воля, я бы зарядил турне из десятка групп! - говорит Рихард. - А вся фишка в том, что у нас на сцене шесть личностей, которые способны связать воедино и музыку, и тексты, и саму публику с группой. Именно этим мы удерживаем народ в зале с самой первой до самой последней секунды своего шоу! Как правило, все эти обязанности выполняет один человек - вокалист, который является единственным центральным персонажем во всём зале. У нас же центровые все, включая каждого отдельного фэна. Наверное, это и есть главная причина нашего успеха. И в этом плане Rammstein - первая металлическая группа в мире. Я имею ввиду, что мы не типичная группа с фронтменом, позади которого ещё несколько музыкантов. В случае с Rammstein, на сцене шесть человек, каждый из которых выполняет свою роль в шоу, является визуальным аспектом действа, если хотите. Иными словами, мы являемся тем, что в Европе называют "мальчиковой группой". Так сказать металлический ответ Backstreet Boys...
"Да, типа того! - смеётся Круспе. - В визуальном плане мы довольно уникальны и наши шоу точно такие же. И, кстати, о том дерьме, в котором пытаются обвинить нас и наши концерты. За что ещё мы полюбили Америку - там очень непосредственные и раскрепощённые люди. Они воспринимают всё намного легче - они приходят на крутое шоу и получают удовольствие - не больше и не меньше. Американцы не пытаются найти везде какой-то скрытый смысл, прочесть что-то между строк. А именно это очень мешает жить некоторым европейцам. К счастью, большинство - совершенно нормальные люди и воспринимают всё адекватно, вне зависимости от национальности и места проживания. Но Америку мы всё же очень полюбили. Она нам как любовница! В конце концов, именно здесь мы совершили свой настоящий прорыв. По сути, ещё год назад в Америке хорошо знали только три немецких (музыкальных) имени: Нина Хаген, Kraftwerk и Scorpions. Теперь в этот список вошли и Rammstein, за что мы очень признательны всем, кто способствовал этому успеху. Нам действительно есть чем гордиться".
Кстати, нужно сказать, что Rammstein покорили Америку, как говориться, без единого выстрела. В самом буквальном смысле! Речь идёт о гордости группы - об их безумном пиротехническом шоу с фейерверками, взрывами, пожиранием огня, горящими одеждами и прочими воистину каскадёрскими трюками. Этого-то американские фэны группы как раз и не увидели. Не то, чтобы Rammstein играли на совсем пустой сцене, но масштаб, конечно, был не тот, что в Европе.
"Шоу как таковое - крайне важный элемент наших концертов, - говорит Рихард. - Мы с особой трепетностью относимся к подготовке своих шоу, стараясь добиться правильного баланса между хорошим спектаклем и хорошей музыкой. Но в туре с Korn нам пришлось порядочно сократить количество трюков. Не потому, что мы были не основной группой концертов, а потому, что в каждом штате свои законы, которые соблюдаются очень строго, и почти везде так или иначе мы со своими шоу попадали под эти запреты. Очень жаль, что американские фэны не смогли увидеть Rammstein во всей красе".
Зато во всей красе шоу Rammstein увидел Оззи Осборн, с которым немцам посчастливилось выступать на одной сцене. Увидел и жутко расстроился, что в театральном плане выглядит дошкольником по сравнению с молодой порослью в лице Rammstein. Расстроился и закатил скандал. Как, якобы, утверждают очевидцы.
"Старик просто не правильно понял ситуацию, - объяснил Круспе. - Это был фестиваль и мы выступали там в роли со-хэдлайнеров, а не как разогревающая группа. Да, Оззи слегка расстроился или даже разозлился, что наше шоу было круче его выступления, но никто не отважился поговорить с ним на эту тему. А потому было ещё смешнее! По вине нашего пиротехника накрылась проводка, и Шарон, жена и менеджер Оззи подняла такой шум! Мы с Тиллем из-за кулис смотрели выступление Оззи, и Шарон буквально накинулась на нас, крича, что мы пытались сорвать концерт. С ума сойти было можно!"
Однако хватит о визуальной стороне дела. Пора бы о музыке поговорить. Да и повод имеется: 20 сентября Richard Kruspe, Paul Landers, Till Lindemann, Oliver Riedel, Christof Schneider и Christian "Flake" Lorenz вошли в студию, где приступили к записи третьего альбома Rammstein. Работа будет закончена где-то в районе Нового года, CD, соответственно, должен увидеть свет до наступления весны 2000-го. Означают ли эти слова Круспе о "завершении первой главы в истории группы" перемены в стиле Rammstein?
"Это было сказано не в том смысле, - объясняет гитарист. - Просто мы достигли определённых целей и пришло время ставить новую планку, а это уже следующий этап нашей карьеры. Поэтому "Live aus Berlin" можно считать своеобразным подведением итогов. Что же касается будущего альбома, то я не думаю, что наш стиль может радикально измениться. Разумеется, мы стараемся оставаться в рамках своего стиля. Мы его сами придумали, и поэтому не имеет смысла соваться куда-то ещё. Могу сказать, чего мы точно никогда не будем играть: фанк, панк-рок... Может быть всё это и хорошо, но глупо заниматься не своим делом. Я знаю это по себе - до Rammstein я играл в одной группе и мы пытались имитировать американскую музыку. В принципе, это довольно интересно - пытаться играть музыку другой страны, другой культуры, но сделать это так, как делают уроженцы той страны невозможно. Я прожил в Америке шесть лет и я хорошо себе это представляю. Как бы то ни было, мы вполне довольны своим творчеством и будем продолжать в том же духе. Еще вы вряд ли когда-либо услышите в Rammstein больше гитар, чем сейчас. Это было задумано с самого начала, потому что клавиши и гитары в таком соотношении, как у нас делают музыку менее напряжённой и менее стрессовой. Да, наши песни достаточно жёстки и агрессивны, но они не утомляют, как классические металлические альбомы, которые порой невозможно дослушать до конца не получив головной боли. И это именно из-за перенасыщения чистого гитарного саунда! Сэмплированные гитары куда лучше звучат и воспринимаются на слух. Но и с электроникой тоже перебарщивать не стоит. Всегда нужно следить за правильным балансом, и я думаю мы идём в правильном направлении, хотя вперёд идти гораздо сложнее, чем назад.
Главная фишка Rammstein заключается в нас самих! Мы - шесть совершенно разных людей с абсолютно разными музыкальными пристрастиями. Мы - давние друзья и долгое время были несчастливы, играя в своих прежних группах, пока не объединили свои усилия и желания в этом проекте. И когда нас спрашивают, что для нас музыка, мы не можем дать единого ответа, потому что в Rammstein имеется шесть разных мнений на этот счёт. Совершенно разных. А в сумме это даёт потрясающий результат!"
Лучше и лаконичнее не скажешь. Хотя нет! Рассказывают, что известный французский писатель Виктор Гюго, желая знать, насколько хорошо продаётся его очередной роман "Отверженные", послал письмо своему издателю, где был единственные знак: "?". Ответ был столь же краток: "!". Будем надеяться, что будущий альбом Rammstein будет на "!!!".
Tweet |