Статья с Apple.com (март, 2006)



Logic[1], творческий процесс и земляничный торт

Rammstein. Название самого успешного немецкоязычного музыкального экспорта современности. Четвертый альбом Rammstein "Reise, Reise" в сентябре 2004 ворвался в Top-10 европейских чартов. Одновременно, согласно чартам Billboard, Rammstein является самой успешной немецкоязычной группой всех времен во всем мире. Тем не менее, Rammstein на волне успеха долго не отдыхал. Вскоре после "Reise, Reise"-тура в 2004-2005 годах ребята отправились в берлинскую студию для записи пятого альбома, который появился совсем недавно под названием "Rosenrot" и очень быстро взлетел на первое место в чартах. На MTV Music Awards в Лиссабоне Rammstein ещё раз подтвердили свой статус: они победили в категории "Best German Act" и с песней "Keine Lust" номинировались в категории "Best Video international" вместе с Coldplay и Гвен Стефани. Недавно Rammstein стали номинантами на Grammy 2006.

В воскресенье мы встречаемся с Рихардом Круспе, который вместе с Паулем Ландерсом заботится о несравненной "гитарной стене" в кафе на горе Prenzlauer в сердце восточного Берлина. Хотя группа день и ночь работает в студии, и Рихард накануне очень много играл на гитаре, он выглядит свежим и отдохнувшим.
Быть непохожими и думать по-другому - важная часть успеха группы. Рихард находит в этом параллели между марками Rammstein и Apple, так как "Apple указывает музыкальной индустрии какой дорогой идти".

Первый Apple-компьютер Рихарда - это Performa 5200 на основе Power Mac первого поколения с операционной системой System 7. Однако всё началось с ATARI[2] и Cubase[3]. Потом только мы перешли на аппаратуру Apple на при дальнейшем использовании профессиональных средств для звука и Cubase для MIDI, причем они программно синхронизировались и использовались параллельно. "Это было ужасно, куча сложностей, и ничего не ладилось, - вспоминает Рихард. – Но сам принцип срабатывал. И я боялся перейти на Logic. Хотя возможности Logic уже тогда были гигантскими". В конце концов, группа всё-таки стала работать с Logic и остаётся с ним по сегодняшний день. "Музыканты хотят играть, а не вечно преодолевать сложности с техникой, - говорит Рихард. - Особенно нам подошла понятная структура программы, так как мы сами ко всему подходим очень методично. Это наша манера игры".

Работа исключительно за компьютером уменьшала бы эмоциональную составляющую Рихарда, при этом ему не хватало бы студийных дискуссий. Поэтому запись четвертого альбома группа логично решила проводить в атмосфере репетиционной студии. Каждый участник группы вносил свою лепту в создание песен. Сила группы выкристаллизовалась из такой общей работы.

Наряду с Берлином Rammstein записывали свои альбомы в самых больших студиях Испании, Бельгии, Голландии и Швеции. Основой студийного оборудования также стали компьютера Apple с профессиональной аппаратурой и Logic.


Rammstein не является улицей с односторонним движением

Как выглядит оборудование на сцене?

Там всё работает с 8 дорожками. Две синхронизированные Logic-системы используются вживую. Одна система при этом является резервной. Клавишник Кристиан "Флаке" Лоренц использует PowerBook[4] для живых сыгранных звуков. Так как Rammstein ездят по всему миру, то, несмотря на роскошные технические приспособления, они пытаются сочетать эффективность оборудования и его компактность. "Нынче парень, который отвечает за компьютерную технику, заменяется двумя PowerBook".

В то время как Рихард философствует с нами о том, что в жизни важно и не слишком, мы подходим к теме "быть другими", о таинственных темах песен, которые "не такие, как остальные", и обладают "тёмной силой". "Когда ты не такой, как остальные, возникают страхи, которые очень быстро ведут к предубеждениям. При этом люди ничего не хотят слушать". Рихард делает короткую паузу и цитирует Оскара Уайльда: "Если у критиков разные мнения, то значит художник в согласии с самим собой".

Содержание своих песен Rammstein охотно поясняют как "понятные психологические глубокомысленные темы, которые имеют более или менее определённое отношение к каждому". Рихарда беспокоит, что "все всегда говорят только о прекрасных вещах. При этом темы о низменности человечества тоже существуют и точно так же имеют право на существование".

Эти музыкальные стихотворения, если хорошо вслушаться, предоставляют невиданную свободу для интерпретаций. При этом, считает важным подчеркнуть Рихард, Rammstein не является улицей с односторонним движением и "каждый должен извлекать свою собственную историю из песен". Да, действительно, они темны и немного страшны своей захватывающей манерой. Они притягивают слушателя своими таинственными чарами. Однако, не вызывают ли у нас подобных чувств стихотворения великих немецких мыслителей и поэтов? Взять, к примеру, известного "Лесного царя" Теодора Шторма. "Кто ездит верхом так поздно..." Rammstein удаётся подхватить эту тему в песне "Dalai Lama" с четвёртого альбома и создать на её основе новый, собственный шедевр. Гитарист сравнивает песню "Amerika", которая воспринимается как несколько провокационная насмешка, с земляничным тортом: "Я люблю земляничный торт. На самом деле. Но, если я съем его слишком много, мне будет плохо". Ага. Это так просто. Рихард может с уверенностью рассуждать на эту тему, так как нынче он живет в США.

Каковы планы Rammstein?

В настоящее время записывается DVD с последнего тура. Самым большим желанием Рихарда является когда-нибудь увидеть фильм в жанре научной фантастики с Rammstein в главной роли, однако, до сих пор нет сюжета или сценария.

Когда мы спрашиваем Рихарда о его личных планах и желаниях, то оказывается, что у него в этом отношении очень конкретные представления: "С Rammstein - после номинации на Grammy в 1999 году – хоть раз получить Grammy и выступить в Madison Square Garden в центре Нью-Йорка". Однако темой номер один и целью на 2006 год является найти, наконец, хобби.

Время в уютном кафе на горе Prenzlauer пролетело незаметно. Перед нами сидит общительный и мыслящий музыкант, от которого мы можем ожидать еще многое. На прощание он обещает нам, что во время своего следующего визита в Гамбург зайдёт к нам на картофельный суп - на десерт будет земляничный торт.


Примечания:

[1] Logic - программное обеспечение для создания музыки и обработки звука.
[2] ATARI - марка персонального компьютера, распространённого в 80-90-ых годах.
[3] Cubase - программное обеспечение для создания виртуальной звуковой студии.
[4] PowerBook – ноутбук фирмы Apple.


Michaela Frye
Apple.com, март 2006


// Перевод Meg`a //