Статья из журнала "PMA" (январь-февраль, 2005)



Игра с огнем

Концерт Rammstein: Сцена смахивает на поле битвы, а земля под ногами начинает дрожать. Ничего подобного никогда прежде не звучало с немецкой сцены. Выступление в родных пенатах на берлинском стадионе "Велодром" предоставляет нам возможность заглянуть за кулисы.


Пожалуй, нет такой другой расчетливо-провокационной группы, сотрясаемой скандалами, обруганной критиками и несмотря ни на что со стабильно пополняющейся армией поклонников, как Rammstein.

Ведь даже название группы звучит зловеще: почти каждый помнит о трагическом столкновении самолетов во время проведения показательных полетов в Рамштайне в 1988 году, унесшего жизни 70 человек.


Концепция ясна: группа Rammstein превратилась в прибыльное предприятие, которое, приносит миллионные доходы в США, России и на дальнем Востоке. Европейский тур охватывает 28 выступлений. Rammstein собирает полные залы. И билеты до сих пор полностью раскупаются.


С огромным пафосом предстает солист Тиль Линдеманн во время выступлений в устрашающей сценической атмосфере, которая ввергает публику в мир мрачных настроений. Пресловутый коронный номер Rammstein - рискованные пиротрюки. Во время одного концерта около двух десятков подобных номеров обрушиваются на зрителей и ввергают того или иного фана в ужас. В программе - метровые столбы огня, огнемёты, оглушающие взрывы, огненный дождь и бегущее пламя. Некоторые пирошашки и распылители огня закреплены даже на самих музыкантах.

Зрелище не для слабонервных. К тому же еще чересчур высокая температура в зале. На расстоянии приблизительно 30 метров полукругом возникает огненная волна, и температура подскакивает до 50 градусов.

Материальные и технические издержки, равно как и огромный штат персонала, зашкаливают. Среди прочего объем оснащения охватывает 13 грузовиков/трейлеров, заполненных до отказа светотехникой, системой звукоусиления, инструментами и мониторами и даже некоторыми цельными элементами конструктива для сцены. Штат состоит из 20 техников. Для отлаженного монтажа и демонтажа в каждом отдельно взятом месте, где будут проходить концерты, местные организаторы нанимают дополнительно еще 60 человек.

Монтаж начитается в 6 утра, согласно плану сцена должна быть возведена к 13:00, но прежде инсталлируется светотехника и под конец подсоединяется вместе с остальными элементами к верхней распорке.

Поскольку не все концертные площадки обладают достаточной мощностью, для светотехники привозят собственный, специальный генератор тока, способный выработать 1600 ампер.


Сцена

За разработку, оснастку и подготовку сцены для выступлений группы Rammstein отвечает компания StageCo Deutschland. Дизайн сценического конструктива придумал ЛеРой Беннетт (LeRoy Bennett). В этой области он слывет также известным светодизайнером, который сотрудничал с такими исполнителями как Мадонна, Шакира, Пол МакКартни и The Cure.

При этом подготовительная фаза ограничена крайне сжатыми сроками. Рассказывает Вернер Хербст (Werner Herbst), генеральный директор StageCo: «Мы получили предложение за шесть недель до первого выступления. Несколько дней ушло на переговоры с артистами и менеджерами, а спустя три недели мы осуществили пробный монтаж сцены».

Ключевая идея для шоу Rammstein – разместиться на сцене площадью в 200 м2, которая собирается из 4-х основных частей. Конструктив представлен в виде передвижной сцены и позволяет беспрепятственно и своевременно приступать к монтажу цельной конструкции, так чтобы инсталляционные работы, саундчек, установка света и оборудования велись параллельно. Плюс ко всему надо принимать во внимание, что монтаж сцены не должен превышать лимита времени в пять часов. А демонтаж рассчитан максимально на три часа.

Вспомогательное оборудование изготовлено из алюминия. Сценическая площадка - из стали. В передней части находится аллюминевая предохранительная решетка, куда встроена подсветка для трюма сцены. Кроме того, имеется дополнительная панель, на которую монтируется соответствующее освещение. Тут же на авансцену ведут лестницы. Внутри боковых конструкций размещены почти все сервисные службы (включая мониторинг). В ширину внутреннее пространство составляет 2 метра.

Под площадкой с ударной установкой есть туннель для музыкантов и их команды (см. план), который играет очень важную роль для начала шоу. Также на передвижной сцене расположены хорошо замаскированные усилители и колонки. В сцену к тому же встроены два гидравлических лифта, которыми могут пользоваться музыканты, чтобы спускаться с площадки с ударной установкой (высотой 230 см) на сцену. Цельная конструкция расположена таким образом, что передвижная сцена может выдержать груз весом в 8 тонн и даже передвигаться по залам с неровной поверхностью.


Звук

Так же все, что касается звука, находится почти на грани реальности. За него отвечала берлинское фирма Black Box Music. В систему звукоусиления входят линейные массивы[1] (по одному на сторону) от L-Acoustics, которые состоят из 16 V-Dosc[2] кабинетов каждый, также восемь Dv-Dosc[2] систем для озвучивания ближних зон и 24 басовых компонента. Кроме того, дополнительно есть еще шесть подвесных V-Dosc кабинетов с каждой стороны для боковых ярусов. В первую очередь это нужно, чтобы гарантировать стабильное звуковое покрытие средней части боковых зон. В общей сложности выработка мощности этой системы звукоусиления составляет 250 кВт.

Разумеется, АС–система не работает в полную мощь. «Во время шоу мы достигаем среднего уровня мощности, где-то между 104 и 107 децибел. Пиковая возможность намного больше. Для некоторых вариантов звукового оформления требуется полная работоспособность этой системы» - поясняет звукорежиссер Михаэль Бауэр (Michael Bauer). Обычно VDosc кабинет при предельной нагрузке вырабатывает 134 децибел. На переднем поле микширует Бауэр на DiGiCo D5 пульте (DiGiCo D5 Live 56EX). В данный момент (2004 год - прим. перев.) этот цифровой пульт считается наиболее современным в области «живых» представлений и также использовался, к примеру, в последнем турне Робби Уильямса. Поскольку этот микшер оснащен всевозможными средствами динамической обработки для каждого канала и к тому же обладает обширной базой спецэффектов, он экономит массу внешнего оборудования. Бауер тем не менее не отказывается и от нескольких высокопрофессиональных компонентов. У него есть два двухканальных компрессора, а также процессоры эффектов - ревебратор[3] Reverb 6000 от Т.С. Electronic и классик среди гармонайзеров[4], Eventide-H-3000, которые подсоединены в боковую рэковую стойку.


Мониторинг

Только у трех музыкантов есть необходимость в использовании In-Ear-системы. Это вокалист, клавишник и ударник. Ударник Rammstein Шнайдер ориентируется по своим наушникам при помощи системы Plasma от Electro-Voice, которая монтируется непосредственно у него за спиной. Она состоит из Р1 и Р2 кабинетов с 15/2/18-дюймовыми динамиками. У гитаристов нет персонального мониторинга. Для них предусмотрены коаксиальные напольные мониторы 115FM от L-Acoustic. А в качестве прострелов техник по мониторингу Аким Цель использует громкоговорители серии X-Line Сompact от компании Electro-Voice. Только традиционный мониторинг потребляет около 30Квт. Микширование сценических саундов так же требует наличие DigiCo D5 пульта.


Свет

Визуальная часть этого производства без преувеличения равносильна качеству звука. Даже не стоит разделять их по категориям. И поскольку никто в Германии и в приграничных странах этим требованиям по оснащению не отвечал, тендер выиграло британское представительство международного агентства PRG. Это бюро работало с такими исполнителями как U2, Пол МакКартни, Пинк и The Who.

К разработке светодизайна был привлечен ЛеРой Беннетт, который также отвечал и за оформление сцены. Больше всего бросается в глаза довольно интенсивное использование традиционных ламп. В светопредставлении Бенетта задействовано 48 планок с четырьмя PAR64 на каждой, 16 планок с шестью PAR64 на каждой, 74 секции из восьми ламп PAR36[5] и 25 секций из четырех ламп PAR36[5]. В сценарии доминируют мистические зеленые и голубые тона, равно как и огромное количество белого света. 4-х и 6-ти лампные планки установлены на платформах с рельсовыми колёсами. Они в свою очередь закреплены на подвижных алюминиевых конструкциях (фермах), и во время представления с помощью специального механизма их передвигают на различную высоту. Под сценой также размещено большое количество PAR-ламп[5] и 8-ламповых секций.

Для мобильности света используются около 80 Martin MAC 2000 Profile и WashLights. Световые вспышки характерные для техно производятся более чем 70 стробоскопами Martin Atomic 3000, которые позволяют при помощи прибора динамического заливного света (Martin Atomic strobe colour changer) варьировать их оттенки. Беннетт также применил самые последние новинки в области светотехники. Например, при приглушенных светонастроениях он расставил впечатляющие акценты с помощью светодиодных источников света в виде планок Pixel Line 1044.

Задняя драпировка выполнена из переливающейся ткани по структуре похожей на сетку. В то же время занавес из отражающего материала повешен на расстоянии трех метров позади PAR-ламп и подвижных платформ для света. Дополнительно материя подсвечивается шестью массивными прожекторами Syncrolite SX3k, которые расставлены ниже, прямо на сцене.

Следят за шоу два оператора по свету Клаус Больте (Klaus Bolte) и Фарен Матерн (Faren Matern), на рабочих местах которых находятся два пульта WholeHog-II с присоединенными к ним дополнительными устройствами Expansion Wing.

Светоинсценировка полностью контролируется синхронизатором. Соответствующий сигнал поступает с пульта техника Чада Тейлора (Chad Taylor), который запускает запись песен со своего рабочего места на сцене. Временные коды SMPTE[6] напрямую поступают в WholeHog. И поскольку этот сигнал за доли секунд должен преодолеть расстояние в 50 м по кабелю, SMPTE-усилитель поддерживает скорость его передачи.

Лишь огне- и пироэффекты не управляются с помощью сихнронизатора. В первую очередь это сделано из соображений безопасности. К тому же некоторые трюки с огнем и пиротехникой исполняются самим фронтменом Тилем Линдеманном, который естественно имеет все необходимые для этого дипломы и разрешения.


Николай Саботтка (Nikolai Sabottka): Наш самый злейший враг – рутина.


Pma: Проводится ли техосмотр сцены в каждом новом месте выступления?

НС: У сцен вообще-то есть предписание, согласно которому они подвергаются своевременным техническим осмотрам. Так что не каждый зал приходится досматривать.


Pma: А как выглядит официальное разрешение на применение пиротехники?

НС: Ну оно выдается в Германии согласно закону о взрывчатых веществах и в соответствии с конституционной поправкой в вышеуказанному закону. Для всех пиротехнических средств требуются разрешения на применение, которые выдаются федеральными органами по проверке качества состояния, и в них содержатся соответствующие требования, как то необходимая страховочная компенсация и прочее. И поскольку мы используем не только пиротехнику, но и пропан и ликоподий, нам необходимо обширное спецпроизводство и не одно разрешение на применение, чтобы удовлетворить соответствующие требования и нормы.


Pma: А какие меры безопасности требуются для монтажных работ?

НС: Помимо предписанных законом мер безопасности и детальных инструкций ко всем составным монтажных работ, у нас действует также лозунг: «Гляди в оба», всегда работай внимательно и дисциплинировано. Наш самый злейший враг – рутина. И потом во время тура чаще всего не высыпаешься, а работать приходится в цейтноте, и тогда могут возникнуть заторы в ходе монтажа.


Pma: А есть ли в самой Европе большая разница между предписаниями по санкциям для сценических конструкций и для пиротехники?

НС: Да, и довольно много. Существуют довольно-таки интересные предписания. Например, в некоторых районах южной Европы можно манипулировать струей сжиженного газа, в то время как пожарную службу в первую очередь интересует безопасность электроустановок. Нередко это оборачивается борьбой с ветряными мельницами чиновничьего аппарата. За последние годы сильно возросло количество всех мыслимых и немыслимых предписаний. С другой стороны, каждый день как поединок. Предоставить возможность группе радовать публику одним и тем же шоу каждый вечер без изменений. Лично я считаю, что мне бы чего-то не доставало, если бы я не должен был объяснять, что многие спецэффекты, даже если они выглядят невероятно опасными, тем не менее, были тщательно спланированы, прошли многосчисленные тесты, и были приняты все меры предосторожности. Во всех странах, где мы даем концерты, у нас есть фирмы-партнеры, которые выполняют все наши требования в свете местного законодательства.


Pma: Насколько велик объем требуемого оснащения? Существуют ли места, где меньше всего препятствий?

НС: В основном, чем больше зал, тем больше возможностей для монтажа и т.д., что существенно облегчает работу. Сложнее загнать 13 тонный трейлер в маленькое помещение. Такая вот нелегкая задачка досталась нам в начале февраля. И з Эрфурта, где давали выступление перед 12.000 зрителей, мы поехали на три дня в Лондон. А зал там, Брикстонская академия, рассчитан максимум на 4900 зрителей. Вот где пришлось попотеть и нажить не один седой волос.



Примечания:

[1] Линейный массив - это несколько акустических систем, собранных в вертикальную колонну.


[2] V-DOSС - трехполосная акустическая система, разработаннная в 1993 г. на основе акустического волновода со странной формой и таким же названием — «DOSC», который был запатентован в 1989 г. д-ром Хейлом. В 1999 г. на рынке появилась система dV-DOSC (уменьшенный вариант системы V-DOSC), предназначенная, прежде всего, для инсталляций.

[3] Ревебрация (от ср.-век. лат. reverberatio - отражение) - послезвучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное неодновременным приходом в данную точку отраженных или рассеянных звуковых волн. Реверберация оказывает значительное влияние на слышимость речи и музыки в помещении. Ревебратор - устройство для создания искусственной реверберации посредством преобразования электрических сигналов, несущих звуковую информацию.

[4] Гармонайзер - устройство изменения высоты тона. Подобные устройства относятся к совершенно особому типу процессоров, так как тот сигнал, что получается в результате их работы, не имеет аналога в природе. Впервые устройство сдвига высоты тона было разработано компанией Eventide. Их процессор получил название "Eventide Harmonizer". Таким образом, слово "гармонайзер" стало нарицательным для обозначения процессоров такого типа (хотя это очень не нравится компании Eventide).

[5] PAR-лампа - лампа с параболической колбой. Осветители типа PAR (parabolic aluminized reflector - параболический алюминированный рефлектор) представляют собой довольно простые конструкции, состоящие из лампы и отражателя. Размеры - 36, 38, 46, 56, и 64.

[6] SMPTE - самый распространенный на сегодняшний день формат синхронизации управляющих сигналов с музыкой, был принят в 1971 году Обществом Кино- и Видеоинженеров (Society of Motion Picture and Television Engineers, SMPTE) США. При этом способе код записывается на одну из звуковых дорожек аудио-носителя.



// Перевод: Desire; редакция и примечания: Bamba //