Металлисты вышли в свет («Коммерсантъ» , 18.11.04)



28 ноября в Москве в спортивном комплексе "Олимпийский" свою новую программу покажет группа Rammstein. До московской премьеры на шоу металлистов-индустриалов, прошедшем 16 ноября в Осло, побывал БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

Rammstein начали новое европейское турне спустя два с половиной года после последних совместных гастролей. За это время они успели сначала чуть не развалиться, а потом – записать альбом "Reise, reise", в поддержку которого и организован нынешний тур.


Гастроли начались 1 ноября в Мангейме. Металлисты-тевтонцы уже успели выступить перед испанской, португальской, бельгийской и немецкой публикой. Норвегия – весьма важная страна на маршруте Rammstein. Это местность с очень серьезной традицией мрачного гитарного производства, достаточно вспомнить авторитетный блэк-металлический состав Dimmu Borgir, который в Норвегии считается настоящим культурным достоянием. Rammstein же всегда были славны ироническим отношением не только к героям своих песен, но и к самому жанру, в котором работают.


В зале Spectrum 16 ноября собралась не только молодежь, здесь хватало седеющих мужчин в черных одеяниях, с цепями и крестами, развешанными по конечностям в строгом соответствии с канонами готической и металлической субкультуры. Неформалы со стажем садились на лучшие места, чтобы повнимательнее рассмотреть новое шоу "немецких выскочек".


Погас свет, и на железной сцене, напоминающей декорации к фильму "Обитель зла", появились самые настоящие офисные работники – мужчины в рубашках делового стиля и галстуках. Техники сцены в образах офис-менеджеров взрезали темноту мощными фонарями. Этих господ легко можно было принять за самих Rammstein – в этом сезоне музыканты провели несколько фотосессий именно в таком имидже. Тут упал занавес, и за ним оказалась двухъярусная сцена с настоящими Rammstein. Двое музыкантов, вокалист Тиль Линдеманн и гитарист Рихард Круспе-Бернштайн, были одеты в черные мундиры полувоенного образца и плащи, что называется, с кроваво-красным подбоем. Прочие участники группы в своих нарядах более или менее комично обыгрывали традиционный немецкий колорит: в гардеробах наблюдались и охотничьи шляпы с перьями, и бриджи активистов "Октоберфеста", и даже что-то вроде нацистской военной формы. После открывающей концерт заглавной песни нового альбома артисты сбросили лишние предметы одежды и остались в привычных образах индустриальных демонов.


На втором номере – марше "Links 234" – проявилось главное достоинство нового шоу Rammstein. Представления прошлых лет были памятны, прежде всего, работой с огнем и грубоватыми гомоэротическими номерами. В новой концертной программе Rammstein обходятся на сцене без фонтанов искусственной спермы, а игра с огнем присутствует скорее как дань традиции: без пироманских штучек поклонники группу давно себе не представляют. Главным же героем шоу теперь является свет. Вопреки всем законам рок-н-ролльной сценографии он по преимуществу бьет из-под земли вверх, а также из-за широченного подиума для барабанной установки. Мощнейшие конусы света, источник которого в основном скрыт от зрителя, вызывают ассоциации с прожекторами ПВО времен Великой Отечественной. Световые эффекты запрограммированы под каждый аккорд, каждую сбивку барабанщика, каждый слог вокалиста, отсюда возникает ощущение некоей синтетической природы этого искусства.


Собственно, сами Rammstein не очень-то настроены на импровизацию, для них важнее продемонстрировать в полной мере всю мощь и синхронность своей громыхающей машинерии. Единственная песня, в которой на сцене появляются две акустические гитары, а господин Линдеманн играет на губной гармошке с искореженным электронными обработками звуком, называется "Los", в ней слышится что-то, похожее на традиционное роковое соло, но в целом номер выглядит скорее издевательством дисциплинированных антиутопических оркестрантов над старомодным "ковбойским" роком.


Rammstein – не просто фанаты четко организованного музицирования, они – вершина тоталитарной массовой культуры и одновременно грустная пародия на нее. Все, что происходит на сцене, это, конечно, в наименьшей степени рок. Гитары Rammstein скорее воспроизводят раз и навсегда изобретенные сэмплы, обращенные к скрытым механизмам подсознания. Задача нового шоу Rammstein – всеми имеющимися в распоряжении современной шоу-индустрии средствами воздействовать на зрителя, прежде всего – на физиологическом уровне.


На входе в зал в Осло раздавали беруши. Очень правильный ход. На месте организаторов концертов Rammstein я бы раздавал еще и солнцезащитные очки: на финальной песне "Stripped" свет буквально режет глаза. Ну и заодно уже тогда потребуются пуленепробиваемые жилеты. Звук из динамиков ощущается на уровне грудной клетки. К середине концерта зал, зрители и сцена превращаются в единую вибрирующую машину. Страшно становится не от дьявольского шепота Тиля Линдеманна в микрофон и не от уходящих в бесконечность декораций. Страшна реальная возможность того, что еще немного – и крепкое спортивное сооружение не выдержит перегрузок. И, с другой стороны, очень хочется, чтобы в Москву привезли именно эту экстремальную версию шоу, а не вариант эконом-класса, как это случилось, например, с Пинк и Бьорк. Ибо Rammstein в текущем шоу, практически отказавшись от сексуальной клоунады и прочего балагана, торгуют не музыкой, а страхом за саму твою жизнь. Зрители, судя по реакции зала, оценили вызов по достоинству.


БОРИС БАРАБАНОВ,
«Коммерсантъ», 18.11.04