Интервью со Шнайдером для журнала "Drums and Percussion" (март, 2005)



Игра с огнем


Многое упустил тот, у кого не было возможности посмотреть хотя бы один концерт нынешнего турне Раммштайн. Над декорациями поработало немало режиссеров сцены, и была воплощена уйма идей по ее оформлению. Обстановка напоминает фильмы «Конан Варвар» и «Охотники за потерянными сокровищами». Публике предлагается драматическое зрелище, конечно же, море огня и пиротехники, а во главе, в самом верху по центру, за ударной установкой восседает барабанщик Кристоф Шнайдер собственной персоной. Из его палочек выстреливают ракеты, что, впрочем, нисколько не мешает ему, заводя публику, пульсировать зажигающим битом нового альбома. Раммштайн вернулся после длительной паузы и предложил грандиозное шоу, нашпигованное несколькими старыми хитам, и, конечно же, всем тем их материалом, который сейчас постоянно крутят по МТV и VIVA. Группа еще более успешна чем прежде, и вот уже во второй раз за последние пять лет перед нами сидит невозмутимый Кристоф Шнайдер и с удовольствием отвечает на вопросы.


Пять лет тому назад, ты сомневался, что группа сможет удержать свой дебютный успех. А сейчас, когда вышел новый альбом, исчезли ли твои сомнения по этому поводу?

Разумеется, в данный момент их нет, но успех это не нечто само собой разумеющееся. Раммштайн вообще-то не слишком популярная у СМИ группа, на телевидении нас показывают лишь по специальным музыкальным каналам. Поэтому мы, в принципе, всегда зависимы от публики на наших концертах и от того влияния, которое оказывают на зрителей наши видеоклипы. Самым важным аспектом была и остается музыка, так как нельзя сказать, что все в Германии сходят с ума по нас, следовательно мы не можем расчитывать на пристальное внимание СМИ. Представление о нас долгое время было не самым лучшим, нас задвинули в угол, с которым мы не имеем ничего общего. Трактуя по-своему некоторые элементы сценического шоу и видеоклип, кадры для которого мы позаимствовали из фильма об Олимпиаде Лени Рифеншталь, многие якобы поняли каких убеждений придерживается группа. К счастью, ложные утверждения по этому поводу сейчас настолько редки, что о них уже почти никто и не упоминает. Конечно же, я задумываюсь об успехе и путях развития группы. Мы снова выпустили альбом и непременно хотели бы с ним погастролировать, поскольку выступления вживую нам в радость – не больше и не меньше. А будет ли наше начинание иметь колоссальный успех, этого никто не может предвидеть. Просто группа должна учитывать, что следующий альбом возможно станет последним успешным альбомом. Я всегда беру это в расчет. Хотя сейчас у нас опять куча планов, которые мы, вероятно, завершим в 2006 году, а также много выступлений и других обязательств, требующих выполнения. Это все немного отвлекает от реальной жизни. Музыканту всегда трудно иметь перед собой конкретную задачу, к которой следует стремиться. Успех не всегда повторяем, и я невероятно счастлив, что мы еще раз смогли взобраться на вершину. Однако, также мне важно осознано наслаждаться временем, которое осталось на дороге к успеху или сейчас во время тура, так как никогда не знаешь, как долго это ещё продлится.


Значит ли это, что вы все были удивлены успехом "Reise, Reise"?

Еще во время последнего тура с "Mutter" мне казалось, что мы достигли своего зенита. Все было невероятно грандиозным, мы путешествовали с комфортом и даже не в немецкоязычных странах выступали в больших переполненных залах. К тому же у нас был трехлетний тайм-аут между последним и нынешним релизом. Это очень долгий период в нашу быстро изменяющуюся эпоху. Никому неизвестно, будет ли интересен Раммштайн своим фанатам после такой паузы. И если это все еще так, то нам ничего не остается, как радоваться.


А где за эти три года вы черпали темы для своих текстов, например "Mein Teil"?

Ну, полагаю, сегодня есть уйма тем, которые можно переработать в песни. Однако мы по возможности всегда стараемся проводить в своих альбомах красную нить, и необязательно она должна касаться низменных качеств человечества, даже если это иногда само собой напрашивается.


Свой альбом вы записывали в двух разных студиях, одна из которых использовалась исключительно для записи ударных. К чему такие сложности?

Просто это связано с тем, что стокгольмская студия идеальна для записи ударных. Звук там подходит, и само звукозаписывающее помещение оказалось идеальным для воспроизведения именно такого чистого акустического звучания, какое мы себе и представляли, поэтому все ударные треки были записаны в Стокгольме. А остальное мы отправились дописывать в Испанию, тaк как в той студии сложилась классная обстановка. Там мы уже провели несколько недель, так что с выбором места у нас не возникло проблем. Комната для ударных в студии в Стокгольме просто прекрасна с точки зрения акустики, наши техники и команда продюсеров уже были знакомы с этим помещением и порекомендовали его нам, так как на их взгляд условия там просто замечательные. Комната была очень большой, и в ней разместилась установка с более чем 30-тью различными микрофонами для записи в зависимости от звука и от песни. Кроме того, наряду с микрофонами, расположеными рядом с инструментами, в разных местах было много студийных микрофонов, которые также использовались.


А не связано ли это также с тем фактом, что ты снова использовал только акустические инструменты и полностью отказался от триггерного звучания как в студии так и во время тура?

Вне всякого сомнения и это тоже, последний альбом действительно относительно аккустический, что касается звучания ударных. Я уже сыт по горло триггерными звуками, за все эти годы... Влияние техно, которому мы были подвержены в начале, сейчас не так присутствует. За десять лет произошло столько перемен, мы развиваемся, двигаемся вперед. Вот почему на этот раз мы полностью обошлись без триггеров[1]. И вживую также, оба ddrum 3[2] контроллера и ddrum пады подключены к установке лишь для создания отдельных эффектов. В студии же был чистый акустический звук. Там просто надо было записать все партии с нужной динамикой и внести как раз ту энергию, которая нужна той или иной песне.


И это вам удалось, что становится очевидным, если более внимательно вслушаться в альбом. Все на своих местах, просто, но эффектно, местами даже очень, как например басовые ударные партии заглавного трека альбома.

Ну это тоже часть развития, которое я прошел. В принципе, я абсолютный самоучка; в юные годы я барабанил в панк-группе и еще в ряде других отстойных групп. Я любил исполнять как можно больше брейков, совсем не концентрируясь на грувах[3], и сам себе жутко нравился. А потом появился Раммштайн, секвенсор, четко заданная ритмика звучания и метроном, который показывал, в какие именно моменты мне нужно играть. Барабанить по-прежнему стало невозможно, поскольку мне стало понятно, как важны для Раммштайн прежде всего грувы, и как мало сбивок я теперь могу вставить. Это изменило мою игру, и в первую очередь, я принял решение создать свой собственный стиль. То как я играю сегодня, со стороны может казаться совсем простым, но это подходит каждой секунде музыки, мой стиль самобытен, и в этом плане нам еще никто не подражал. К тому же я играю сильно и динамично, что, собственно говоря, и является одной из составляющих звучания ударных. Чуть больше силы, и возможно звучание было бы уже не таким. В студии наш продюсер идет на все, чтобы заставить меня проигрывать некоторые треки несколько раз. Он провоцирует меня и добивается того, что я становлюсь более воодушевленным, и под конец появляется та энергия, которую он хочет услышать. Для других ударников, пожалуй, не совсем приемлемы такой способ записи песен и такая манера исполнения. Но я давно отбросил в сторону свое эго барабанщика и стараюсь сосредоточиться на песне, пытаясь превратить ее в одно музыкальное целое. Смесь простого, но очень мощного грува и гитар с их жестким рифом вот, что составляет сегодняшнее звучание Раммштайн. Само собой разумеется, я предлагаю новые ритмы при выборе материала для песни, но не так-то просто совместить их и звук Раммштайн.


Ваша ритмика определенно считается чисто немецкой, где все происходит на «раз» и на «три». Или нет?

Да и это тоже верно. Когда Раммштайн только начинал, мы также пытались копировать американские грувы и даже звучать немного иначе. Однако, нам это не подошло, у нас не вышло играть абсолютно аутентично. И к тому же, не было ни одной другой немецкой группы, которая смогла сотворить нечто подобное. Вот поэтому-то мы и решили идти своим путем и соответствовать тому, как сегодня звучит Раммштайн. Наш нынешний стиль объединяет экстремальные гитары с интенсивным грувом, и это очень по-немецки. У нас никогда не получится блюз или трогательные мелодии. Мы непосредственны, очень прямолинейны, и это устраивает публику, ведь и так все хлопают на «раз» и на «три». Лично мне не легко было найти свой собственный стиль. Но между тем я вполне доволен грувами на альбомах. Не так то уж и просто заставить плавно звучать музыку со всеми этими секвенциями и так далее, и особенно здорово это удалось нам в последнем альбоме. Там услышав три такта, можно однозначно, сказать, что это Раммштайн. Как ни крути, все это здорово, даже если к этой игре имел бы отношение какой-нибудь другой ударник. Прежде всего, следует довести технику игры этих грувов до совершенства, чтобы понять, что я имею в виду. Послушайте-ка различные кавер-группы AC/DC. Все звучит также: и гитары, и пение и так далее; но в грувах вы всегда уловите разницу. И это при том, что техника их ударника всегда считалась простой. Но у него каждый удар потрясающе подходит к музыке. С годами это становится мне более понятным, и я пытаюсь это все более и более совершенствовать, хотя по большому счету я и сейчас вполне всем доволен.


Делаете ли вы какие-нибудь предварительные заготовки ваших песен или большинство из них возникает в репетиционной, где все, как и в других группах, вставляют свое слово?

Хоть это и не студия, но я скорее бы сказал, что у нас репетиционная с возможностями записи. Наш способ работы с годами изменился. Вначале мы пытались работать с демо-версиями отдельных музыкантов, что всегда выливалось в недовольство соответствующего композитора тем, что сотворили из его демо-записи. Тогда мы вернулись к совместным репетициям, и сегодня дело обстоит так: некоторые из нас и дома имеют настолько хорошее оборудование, что демо-версии звучат как готовые вещи, мы их всесторонне обсуждаем, и у каждого есть право участвовать в разговоре. Потом в нашей репетиционной мы разрабатываем их настолько, что в ходе самого процесса записи каждый уже точно знает, что и как ему следует исполнять. К тому же мы все живем не в одном городе, что естественно затрудняет нашу общую работу в одной репетиционной.


В этом туре ты впервые используешь две бас-бочки, и из-за этого полностью изменилось строение ударной установки. Стойки правда упрощают это, но с точки зрения игры все-таки есть различие теперь, когда ты манипулируешь двумя бас-бочками?

Верно, это первый тур, где я играю набором из двух бас-бочек, даже при записи самого альбома я стучал на бас-бочке с карданом (двойной педалью). Однако новая большая сцена и огромные залы просто кричали о такой установке, и вместе с тем наконец-то я смог осуществить свою давнюю мечту. И если я не сделал бы этого сейчас, то уже не сделал бы никогда. В ударники идут крепкие парни, которые умеют играть соответствующую музыку, где две бас-бочки – привычное дело. Конечно, я себя не считаю гуру двойной бас-бочки и не использую ее постоянно, но в некоторых пассажах я просто могу создать этим больше давления. К тому же измененная конструкция мне очень помогла и многое облегчила, я чувствую себя намного комфортнее за такой штукой. Она в некотором роде здоровая, требует много места, и стойки очень гибкие. Вообще мне привычнее играть с боковыми подставками, но стойки оказались практичнее, к тому же еще стартовая площадка полностью интегрирована для всей нашей пиротехники. Это вообще здорово, восседать там над всеми на самом верху и играть на такой навороченной установке.


Причем ты и используешь бас-барабаны очень специфически?

Ясное дело, поскольку непрерывная игра на бас-бочках в наших песнях не так часто встречается, то я использую их скорее для нарастания, определенных акцентов и так далее. Имеются также несколько очень интересных бас-партий, как, например, в "Reise, Reise" - заглавной песне альбома. Это уже хорошо отработано. А так же грувы, где снэр (малый, он же рабочий барабан - прим. перев.) и басс-бочки вступают одновременно. И звучат не как форшлаг[4], слегка отстранено и тому подобное, а поддерживают мощь и напор грува. Зачастую это кажется проще, чем есть на самом деле. Многое из этого вообще нельзя изучить досконально, по меньшей мере, без музыки. Поэтому я экспериментирую и на концертах, изменяю то одно, то другое. Но отыграв таким образом около 30 концертов, нужно быть осторожным, чтобы не уйти слишком далеко от оригинала. А так как остальные в группе также импровизируют, то иногда надо прослушать записи концертов и все лишнее отбросить прочь. Для нас это не проблема, потому что мы часто друг друга обгоняем, и никто никого не разоблачает. В конце концов, мы все заинтересованы в конечном результате под названием Rammstein.


Сейчас ты стал чаще использовать не один, а два хай-хета[5], которые установлены слева и справа. Кроме того, ты также играл, по крайней мере на левом хай-хете, левой рукой во время последнего тура, этого еще не случалось прежде. Ты постоянно работаешь над своей техникой и никоим образом не почиваешь на лаврах?

У меня уже был второй, закрытый хай-хет справа. Перекрестная игра меня очень раздражала, и тогда я воспользовался такой альтернативой. И потом с двумя хай-хетами у меня появились новые возможности, можно играть разные новые фигуры. Поскольку я фактический правша, кое-что мне дается с трудом. Почти два года я работаю над тем, чтобы сделать левую руку ведущей, по крайней мере для хай-хетов, и именно в этом туре мне это удалось осуществить. Мои учителя и раньше советовали мне упражнять левую руку наравне с правой. Легче сказать это, чем сделать, поэтому я всегда позволял себе пренебрегать этим. Но два года назад честолюбие окончательно взяло верх, и я начал потихоньку самостоятельно упражняться. Через какое-то время я пришел к выводу, что игра левой рукой не только помогает в улучшении техники исполнения, но и позитивно влияет на осанку. Многие ударники сидят несколько скрючившись и подавшись вперед к установке, что автоматически меняется, если больше использовать в игре левую руку. Тут уже сидится по-другому, более прямо, иначе пользуешься ударной установкой, так как настоящая ведущая рука – правая – свободна и соответственно может быть применена для других приемов. Это способствует не только позитивным аспектам положения тела, а также вызывает новые ощущение, что мне очень нравится. О старых грувах думается по-новому, и внезапно у тебя появляется намного больше свободы действия. Идешь против природы, соединяя правую ногу с левой рукой, которые обычно действуют иначе. Я, конечно, не могу еще долго и без ошибок барабанить таким образом, но я тренеруюсь, делаю специальные упражнения, которые должны облегчить мне жизнь. Существует достаточно примеров, таких как Саймон Филлипс (Simon Phillips), который из-за проблем со спиной изменил свою технику, или Кобхем (Cobham), который воспринимает подобную игру как должное. Мне не хочется себя сейчас с ними сравнивать, но после интенсивных двухлетних упражнений я уже прочувствовал, почему сегодня они играют именно так. Поэтому я буду продолжать работать над этим, хотя мне придется хорошенько попотеть, и не раз.


А насколько важны для тебя визуальные аспекты в игре на ударных инструментах? У меня сложилось впечатление, что часть вашего шоу уже содержит некоторую хореографию, то же касается и поз, которые ты принимаешь, сидя за установкой?

В принципе, ты прав, в нашем шоу есть элементы хореографии. Дело в том, что вещи, которые раньше появлялись спонтанно, мы продолжаем делать и сегодня, но также есть и такие, что просто подходят определённым песням. Раньше я очень много думал по этому поводу. Но с годами становишься спокойнее, степеннее и дергаешься не так интенсивно как прежде. Слышно мне все хорошо, а вот видно с такой высоты не очень, поэтому я больше концентрируюсь на игре, чем на позах. А в нынешних условиях я вообще нахожусь далеко от всех и не могу следить за тем, что творится подо мной. Во время самого первого выступления в этом туре мне нужно было еще привыкнуть к такой ситуации, но сейчас я со всем этим хорошо справляюсь. Уже сразу после первых концертов сыгрались.


Ты используешь систему In-Ear мониторинга плюс Wedges[6] позади барабанов. Почему тебе нужна именно такая комбинация?

Это для меня самое оптимальное решение. Раньше у меня были наушники для секвенсора и монитор для общего звучания. Из-за того, что мы используем пиротехнические трюки в нашем шоу, было очень важно что-то предпринять для защиты слуха. Система In-Ear фирмы Shure, которую я использую, просто превосходна и предлагает не только прекрасную защиту слуха, но и великолепный звук. Однако с ней мне всегда не хватает басов. К тому же полностью я отыгрываю шоу с метрономом и секвенсором, которые я очень хорошо могу различать. Сигналы слышны отчетливо, и это хорошо.


А метроном не мешает тебе во время выступления, он же практически сковывает твою энергию?

Ясно, что это не всегда здорово. И большинство новых песен можно было бы точно также сыграть вживую и без метронома. Но лупы[7], секвенсор и прочее вынуждают нас сохранить этот способ концертного выступления. К тому же все световые эффекты программируется по секвенсору и лупам, и если все вступает своевременно, то зрителям это кажется просто фантастическим. И в этом случае, очень просто работать с тайм кодом[8]. Я, правда, придерживаюсь мнения, что некоторые песни без метронома звучат лучше, так как в зависимости от энергетики песни и так далее можно изменить и темп. На первых выступлениях всегда трудно, хочется наподдать газку, но метроном как раз не позволяет этого, но уже через несколько дней все утрясается, и ты играешь расслабленно и спокойно. Я, конечно, предпочел бы отыграть побольше маленьких подготовительных концертов поначалу, а не выступать сразу в огромных помещениях, рассчитанных на 10 тысяч зрителей, плюс ко всему еще после трехлетнего перерыва. Но как говорится, привыкаешь ко всему.


А также к грохоту и жаре от пиротехнических средств, которыми нашпиговано ваше шоу?

Большинство спецэффектов мы прежде испытываем в специально отведенных для этого помещениях, чтобы избежать сюрпризов во время концерта. Зачастую публике тяжело наслаждаться музыкой и не упустить ничего из происходящего на сцене. Мы же оснащены системой In-Ear и хорошо защищены от шума, а все остальное – привычка, пришедшая с годами.


А кто разрабатывает идеи для шоу, дизайна сцены, пиротехнических трюков и прочего?

Есть люди вне группы, которые разрабатывают вместе с нами и потом воплощают в жизнь дизайн сцены. Реально сцену испытывают на репетициях, чтобы обнаружить ее недостатки, все-таки мы очень удаленны друг от друга. Но поскольку играем мы, как уже говорилось, с метрономом и секвенсором, то в общем-то, это не такая уж и большая проблема для нас. К этому можно приноровиться. Потом за дело берутся специалисты, чтобы вся логистика приняла конкретные очертания, иначе могут возникнуть проблемы с координированием тура. Если все это будут катать по Европе раза два, можно просто разориться.


А для вас все еще важны видеоклипы для MTV и VIVA? Согласно откликам СМИ вы поставляете уже законченные мини-фильмы.

В принципе, у нас есть преимущество быть одной из немногих групп, которым предоставляют довольно большой бюджет для таких видеоклипов. Многие продают меньше дисков, и соответственно на рекламу, к которой я причисляю и видеоклипы, им выделяют меньше денег. Конечно же, мы пытаемся в клипах воплотить свои песни. Нам доставляет удовольствие снимать их, и здесь проливается немало пота. Но что будет в будущем пока неясно, поскольку музыкальная индустрия в кризисе, продажи падают. Будут ли и дальше штамповать диски или же начнут сбывать музыку только через интернет? Следует подождать, посмотреть, что будет дальше.


А насколько важна для вас звукозаписывающая компания? Такие группы как "Die Ärzte" и "Die Toten Hosen" взяли ее функции в свои руки. С вашей страстью к порядку во всем не задумывались ли вы об этом?

Я тоже сторонник подобного рода управления делами. Но мы-то выпускаем один альбом раз в три или четыре года. А что будет происходить в промежутке, как это будет существовать? Я много упражняюсь, и кто будет оплачивать мои занятия по разработке левой руки? Многие, занятые в этой сфере, видят будущее в том, что группы будут сами себя продвигать, используя интернет. И хотя это дело будущего, но я думаю, оно стоит к нам намного ближе, чем мы можем себе это предположить.


Ты прямо так и сказал, что между выпусками альбомов, и соответственно турами, у вас проходит от трех до четырех лет. А чем занимается Раммштайн в этот перерыв?

Ну, это не совсем перерыв, между двумя альбомами мы гастролируем. На второй год также участвуем во всяких фестивалях, а потом начинается процесс написания песен. Причем во времени мы все же ограничены, даже если мы и отводим на это немного больше времени, чем другие группы. В этом наша специфика, так было всегда и не должно меняться. Планы группы после выхода в свет нового альбома обычно расписываются на два года. И звукозаписывающая комапния требует готовую работу за полгода вперед до намеченной даты выхода , чтобы синхронизировать международные релизы и промоушн. У нас уже все распланировано до конца 2005 года, указаны также выступления в США, Канаде и Мексике этой осенью, но они еще окончательно не подтверждены. В ходе гастролей сам сценарий шоу почти не меняется, потому что очень многое зависит от техники, освещения и прочего, а между тем репетиции и подготовка заняли бы много времени и стоили бы недешево. Но, в общем-то, период между двумя альбомами всегда хорошо заполнен, и мы больше работаем, нежели прохлаждаемся.


Здесь в твоей гримерной стоит маленький набор TAMA-барабанов. Ты используешь его для упражнений и для разогрева перед выступлением?

Я в любом случае исполняю коротенькую тридцатиминутную программу по разогреву. Сейчас, когда мы играем в таких огромных помещениях, у меня есть возможность ставить маленькую установку для упражнений прямо в гардеробной. В общей гримерке это бы нервировало всех. И здесь я также наслаждаюсь покоем перед концертом, ведь до этого приходится вместе со всеми накладывать грим и быстренько облачаться в сценические костюмы. Так что потом очень приятно уделить себе парочку минут. Выступление длится в общей сложности около двух часов и требует много сил, которые я соответственно распределяю. Все выступление необходимо барабанить с той же силой, что и первые песни, что не всегда легко дается.


Давай-ка в завершение нашей беседы еще немного поговорим о твоем актуальном оснащении. Все инструменты и аксессуары тебе поставляет фирма Meinl, от них ты получаешь тарелки, TAMA-барабаны, барабанные палочки Pro Mark и пластики фирмы Evans, если я все правильно рассмотрел?

В принципе – да, я сотрудничаю с этой фирмой, и в особенности со Стефаном Хэнишем (Stefan Hänisch), уже почти 8 лет. Обслуживание просто замечательное, и я ни за что не откажусь от него. Они всегда к моим услугам, все отлично функционировало с самого начала, и сегодня без них не было бы шоу. Для этого тура я получил кленовый комплект из серии Starclassic co специальным металлическим покрытием, которое подходит для сценических декораций. В него входят две 22 ½ бас-бочки, два том-тома на 10 ½ и 12 ½, также напольные том-томы на 16 ½ и 18 ½. Среди малых барабанов я предпочитаю модель Била Блюфорда. Все сопутствующее оборудование, кроме бас-барабанной педали DW (Drum Workshop), тоже от фирмы TAMA, и в частности, стойки, которые намного облегчают мне работу. Все барабаны укомплектованы пластиками фирмы Evans. Для том-томов - модели G2(верх) и G1(дно), для малых барабанов - PowerCenter и G1 Coated, для бас-барабанов - резонансный EQ3 с двумя отверстиями и EQ4[9]. Палочки от Pro Mark c силой удара 5В и при том не такие жесткие как раньше. У меня уже была идея вытиснуть на них логотип Раммштайн, что было задумано скорее для фанатов, нежели для моего эго. И под конец не забыть тарелки от Meinl, я использую серии Byzance и новую Soundcaster Custom. Что же касается чайн[10], то в зависимости от акустики зала я предпочитаю серию Amun или Custom Shop. Из электропримочек ставлю лишь один Ddrum 3 модуль с двумя падами для спец-эффектов. И еще один эрзац-Ddrum 3 модуль в стойке для моей In-Ear системы. Ничего сверх экстраординарного, хоть и много чего установлено.


А есть ли примеры для подражания или прототипы, которые ты слушаешь, и которые влияют на тебя?

Вообще-то не так много музыки, которую я слушаю, является действительно общеизвестной. Я всегда жду, что это произойдет, но напрасно. Ведь по большому счету вся эта музыка - хиты-однодневки, а это не для меня. В последнее время я нахожу Apocalyptica в хорошей форме, обновленную и звучащую иначе. Слушаю также Slipknot, но по настоящему они меня не пробирают. Также старые вещи, такие как Hendrix, Deep Purple и AC/DC, от которых раньше здорово колбасило, теперь волнуют меня не так. Наверное, я уже слишком стар для всего этого или много чего повидал (смеется). Теперь я не особо слежу за тем, что происходит в сфере музыки или ударных. Иногда правда я собираюсь позаниматься с ДВД и так далее, но никогда этого не делаю. И все же я упражняюсь много, больше, чем прежде, но концентрирую внимание только на том, что мне интересно, что я могу претворить в нашей музыке. И не так-то уж много групп, которые нас копируют. Oomph, наверно, ближе всего к нам подобрались, но не более того. Однако мне нравится то, что мы занимаем приоритетное положение, и нас вместе с нашей музыкой оставили в покое.


Повторю свой вопрос, как и в финале нашего разговора пять лет назад: каковы твои планы на будущее в этом направлении?

Думаю, я всегда буду непритязательным, так и буду ударником, к сожалению, как и прежде, у меня не будет хватать времени заняться чем-то иным в музыкальном плане. Однажды я репетировал со своим другом гитаристом (Каспар Брёцман (Caspar Brötzman)) и получил такое удовольствие от этой игры, что мне даже захотелось поиграть в другой группе без лупов, секвенцеров и метрономов. Но это только как хобби. На гастролях у меня периодически возникают идеи для новых песен, мы ж должны заботиться о темной стороне человека, о которой говорим в текстах и в музыке. Но в глобальном смысле я не планирую ничего конкретного заранее, хочу удивляться тому, что случится, поэтому не мог конкретно предвидеть, какой успех ждет "Reise, Reise". Кроме всего прочего, в разъездах я наслаждаюсь жизнью и независимостью, и от моей подруги тоже (ухмыляется). Так вот и обстоят дела.


Текст Хайнца Кронберга (Heinz Kronberg).


Примечания:

[1] Триггер - специального датчик, встроенный в электронный барабан (вся эта конструкция называется пад), с помощью которого механический импульс от удара палочки по поверхности барабана преобразуется в электрический сигнал. Это дает возможность электронному барабану играть сотнями звуков - включая и те, которые содержатся во внешних устройствах, например, сэмплерах. Также можно создавать звуки, которые не существуют в живой природе, а синтезируются с помощью электроники или моделируются цифровой техникой.

[2] Ddrum 3 - 10-канальный цифровой звуковой модуль ударных инструментов компании Clavia. Сами по себе пады созданы максимально тихими, их с помощью специальных кабелей подключают к звуковому модулю, который часто называют "мозгами", так как именно он определяет звучание барабанов. Звуковые модули обычно содержат триггерные входы для подключения падов, генератор звуков, процессор эффектов, аудио входы, аудио выходы, разъем для наушников, MIDI-порты, секвенсор и все органы управления для создания и сохранения пользовательских установок.

[3] Грув (англ. groove - дорожка) - то же, что и луп, но имеющий законченный музыкальный рисунок. Обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и так далее, слyшая котоpый ощyщаешь основное движение композиции, pитм.

[4] Форшлаг (Flam) - мелодическое украшение (мелизм), состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии; обозначается мелкими нотами. Короткий форшлаг исполняется, как правило, за счет длительности предшествующей ноты. Долгий форшлаг исполняется за счет длительности последующей ноты; в старинной музыке он зачастую отнимает половину от длительности того основного мелодического звука, к которому относится. В современной музыке долгий форшлаг практически не применяется.

[5] Хай-хет (HiHat) - конструкция из двух тарелочек, стойки и педали. Нажимая на педаль, барабанщик заставляет тарелки стучать друг об друга. Правда, этот прием применяется не очень часто - гораздо чаще на хэте просто играют палочкой, причем с помощью педали можно получить сухой и отрывистый звук (тарелки прижаты друг другу) или более долгий (тарелки открыты).

[6] Wedges (клинья - англ.) - так обычно называют динамики, используемые для мониторинга (сценические мониторы), из-за их формы с множеством углов. По месторасположению на сцене мониторы бывают - напольные (floor wedges) и боковые или прострелы (sidefills). Иногда отдельно выделяют мониторы, устанавливаемые у барабанов (drumfills), зачастую это сабвуферы - низкочастотные динамики, воспроизводящие самые низкие басы.

[7] Луп (англ. loop - цикл) - это циклически повторяющийся небольшой фрагмент мелодии. Четкой границы между началом и концом при постоянном проигрывании лупа, вы не услышите. Лупы пользуются очень большой популярностью в музыке, особенно барабанные.

[8] Тайм-код (timecode) - или временной код идентифицирует каждый кадр видеозаписи или потока и содержит часы, минуты, секунды и номер кадра, он представляет собой как бы линейку, накладываемую на временную ось Тайм-код, передаваемый через равные промежутки времени одновременно со звуком или изображением и "помечающий" соответствующий участок уникальной временной меткой, часто используется для синхронизации аудио-видео-киносистем.


[9]
G1 - Genera G1 Clear для том-тома
G2 - Genera G2 Clear для том-тома
PowerCenter - PowerCenter для снэра
Genera G1 - Genera G1 Coated для снэра
EQ3 -EQ3 Batter Clear для бас-барабана
EQ4 - EQ4 Batter Clear для бас-барабана

[10] Чайна(China) - тарелка, имеющая агрессивное проникающее звучание, яркие обертона. Может использоваться как райд, как крэш и для эффектов.




// Перевод Алены Захаровой, редакция и примечания Bamba //