Интервью с Тиллем для «Netzeitung» (4 декабря, 2002)



4 декабря 2002, 07:02

Вокалист "Раммштайн", Тилль Линдеманн, опубликовал книгу стихотворений с фотографиями, позволяя таким образом еще глубже заглянуть в душу мизантропа, куда-то между "Эникэ-Бэникэ" и таинственным шепотом.


Тилль Линдеманн точно помнит, когда он начал писать. Замок у Шверинского озера. Взгляд из окна. Полумрак. Ассоциация. Вдруг: поцелуй музы... "Я подумал: это впечатление, которое я просто обязан записать... Было бы обидно, если мысль была бы потеряна"

И так получилось, что забойной лирикой, которую сочиняет Линдеманн для неоднозначной немецкой рок-группы "Раммштайн", мы обязаны Мекленбургскому озеру. Собрание стихов и фотографий позволяeт еще глубже заглянуть в душу шумного мизантропа из Берлина. Многообещающий заголовок "Нож". Появилось это 144 страничное собрание благодаря Герту Гофу - режиссёру-постановщику концертных шоу Раммштайн.

"Великолепно! Еще есть?"

Когда в 1995 году Гоф искал подходящий текст для концертного интро, он обратился к Линдеманну. "Я принес ему пять или шесть вещей из раннего на свой вкус." Гоф прочитал и был поражен:"Почему они у тебя лежат просто так? Еще есть?" У Линдеманна было. Он смущенно показал ему десять-двадцать листков, что накопились у него за пятнадцать лет. Гоф тайком просмотрел все тексты и столкнулся с выбором из тысячи стихов. Идея книги конкретизировалась. "Последние два-три года я пытался собрать их"

О "необходимости писать"

Это не было для Линдеманна трудным. Где бы то ни было "в самолете, в автобусе, в кровати, перед телевизором или в туалете" – "необходимость писать была ежедневнoй", это просто происходило в любой жизненной ситуации. Ручка с бумагой у него всегда с собой. И каждый день приносит вдохновение. "Надо только искать."
Диалог в фильме, новости, забавное происшествие на улице. "Иногда хватает одного слова, чтобы возникла связь с идеей, которая у меня была до этого."
Как поэт, Тилль верит, что именно "в первые пять минут происходят такие вещи."

"Строжайший критик"

"Приведение их в надлежащий вид - долгий процесс, и я в этом процессе - строжайший критик для самого себя". Прежде всего "стремление к простоте" - вот, что занимает столько времени. Тексты песен "Раммштайн" по отношению к лирике Линдеманна - это как сингл по отношению к целому альбому. Единственное различие: в то время как в рождении песен принимают участие все музыканты группы, Линдеманн в своих стихах полновластный господин метра и рифмы.
Однако, простота в строении в обоих случаях остается той же. "Мессер" также предлагает нам "считалки" с плавным переходом от коварного к банальному. Как в "Big in Japan":

"Это грустная история
О мужчине, который предстал перед судом
За то, что он под своим плащом
Прятал гантелю на яйцах,
Которая служила ему для того,
чтобы пугать маленьких детей
Он вставал перед детским садом
Kарапузы глазели на него
Он распахнул пальто
Чтоб показать свое мастерство
Девочки засмеялись, его позоря
Тогда он добавил еще 3 килограмма
Таким тяжелым его груз никогла не был
Мошонка оторвалась, артист закричал... "


Между отчаянием и одиночеством

Стихотворения, подобные этим, легко можно классифицировать как бессмысленную считалочку типа "Эникэ-Бэникэ". На другом конце шкалы стоят такие стихи, как "На кладбище" - свободные по форме и подобные таинственному шепоту:

"Когда мой отец был еще жив
он любил рассказывать одну военную историю
осколок гранаты через шинель попал ему в спину
и его не могли удалить –
он, мол, был слишком близко к позвоночнику
с годами шрапнель сместилась между лопаток
в большой гнойной сумке
я устал, меня тошнит
и я все еще не нашел эту штуковину"


Между этим пролегает широкое поле насилия, секса, одиночества, тоски и отчаяния, которое уже принесло "Раммштайн" скандалы и громкие заголовки. Фанаты это полюбят, противники будут ненавидить.

Тоска по миру бездушных

Пока "Раммштайн" появляется с громом и молнией на сцене и в клипах, Гоф придумывает совсем другие картины для "Messer": Лысый Линдеманн, бледный, в белом трико, окруженный манекенами. Человек среди клонов, индивидуум под безупречными копиями. Одиночка, тоскующий по миру бездушных.

Их обещание: гармония и покой вместо боли и мучений. Окупится ли это? Дуэт Гоф/Линдеманн вместо молотка применил скальпель. Что под этим скрывается, никто не хочет узнать точно...



// Перевод NeonRay, редакция Painless, Bamba //