Интервью с Рихардом для Herzeleid.com (20 марта, 2001)



Копенгаген, Дания
20 марта 2001 год


Часть первая: «Все эти мелочи»

«Привет, меня зовут Рихард!» - счастливый, самоуверенный и общительный ведущий гитарист и со-композитор «Раммштайн» Рихард З. Круспе-Бернштайн в полдень приветствует Herzeleid.com. На улице холодно, но мы сидим в «Фениксе», четырехзвездочном копенгагенском отеле, очень удобном для таких вот встреч. Между прочим, этот самый отель во время Второй Мировой войны захватило гестапо (страшная гитлеровская полиция) и разместило здесь свой датский головной штаб. Кто-то подлил масла в огонь?

«Я вижу, ты женат, – говорит Рихард. – И как долго? Я женат уже полтора года. Ты когда-нибудь ходил к консультанту по вопросам семьи и брака (консультант, дающий советы парам, у которых возникли проблемы, трудности и т. п. – О.Б.)? Я ходил». Невозможно сказать, шутит он или нет. Он улыбается, но в то же время выглядит серьезным. А затем продолжает…

«… Вчера я ее оставил. Ну, не навсегда. Мы живем вместе в квартире в Нью-Йорке, и я оставил ее, чтобы сегодня пообщаться с вами, парни. А завтра я присоединюсь к остальным ребятам в Берлине, чтобы готовиться к немецкой части турне. Вообще-то здорово было ее оставить, потому что квартирка у нас маленькая, и я сейчас просто наслаждаюсь пространством вокруг меня. У нас-то однокомнатная квартира, а те, что побольше, в Нью-Йорке стоят дорого».

Когда Рихард заговаривает о денежных проблемах, на моем лице читается такой скепсис, что он тут же отвечает на незаданный вопрос. «Ага, думаешь об этом, да? Что я богат, да? А вот нет. Я потерял много денег на фондовой бирже, больше в это ввязываться не буду. Очень много потерял». Но, похоже, его это не очень волнует. Финансовые проблемы и разлука с женой («послезавтра буду скучать по ней безумно, мы никогда не расстаемся больше, чем на пять- шесть дней»), похоже, благополучно забыты, как только речь заходит о новом альбоме «Mutter» и предстоящем турне. Рихард очень красочно и охотно объясняет в деталях то, что может быть интересно лишь людям с этого форума.

«Завтра я присоединюсь к остальным в Берлине, только Олли не будет, он устраивает промоушн в Исландии, веришь, нет? Мы начнем готовиться к новому шоу. Перво-наперво все обсудим со сценографом, его зовут Рой Беннет, и он оформлял шоу для Принца последние десять лет, «Nine Inch Nails» последние восемь лет, и еще для «Kiss». Он живет в Нью-Йорке». Раскрывать секреты нового шоу сейчас не в интересах «Раммштайн», но Рихард болтает без умолку.

«Мы сейчас все время об этом говорим. Все новые идеи выкладываем на стол, чтобы обсудить, а потом понять, как свести воедино. Могу тебя заверить, что несколько популярных элементов из старого шоу останутся, а в остальном все подвергнется значительным изменениям. Вообще-то мы хотим объединить в шоу тему Материнства и Рождения, также попытаемся сделать сцену, толпу и группу как можно ближе друг другу. Надеюсь, мы будем единым целым. Одно из наших сильнейших желаний – использовать видеопроекцию в особо важных частях шоу. Думаем, это бы добавило шоу величия».

После успешного шоу в Wuhlheide, «Раммштайн» говорили об использовании воды и неона, но, похоже, забросили эту идею. «Мы, правда, хотели, - объясняет Рихард. – Лично я был «за». Вода – прекрасный материал, прекрасный. Я говорил, кстати, что рожден под знаком воды? Короче, в конце концов, мы решили, что воду очень опасно использовать. Реальная опасность погибнуть от удара током. Некоторые могут думать, что мы уже перешли все границы и слишком далеко зашли с огнем, но вода – отдельная история. Понимаешь, с огнем у тебя всегда есть выход. Можешь рвануть, как ужаленный, в другую сторону, если что-то пойдет не так. А если что-нибудь случится с водой, у тебя нет шансов.
Когда люди видят шоу, то называют нас безответственными. Это очень далеко от истины. Мы, наверное, самая ответственная группа. Случись что с членами группы – Бог с ним, но мы бы никогда не стали подвергать опасности поклонников.
Время от времени каждый из нас получал ожоги, но не сильные. Мне вот несколько раз обжигало лицо. Мелочи».

Рихард и вправду не любит мелочиться. Что и было доказано днем раньше, когда он прибыл в Копенгаген из Нью-Йорка и обнаружил, что весь его багаж с запасом вещей на шесть недель потерялся. Этот факт, а также перспектива провести пару дней с потрясающим десинхрозом после перелета никак не отразились ни на его профессионализме, ни на настроении.

Рихард переходит к состязанию между «Sonne» и «Links 2-3-4». Почему вообще два сингла? И какой из них тяжелее? «Думаю, что «Links», - отвечает он через какое-то время, напевая песню. – Как ты знаешь, мы выбрали «Sonne» для Европы, а «Links» для релиза США, но это почему-то не сработало, как хотелось бы. Мы думали, что «Links» - отличный выбор для США из-за тяжеляка. Эта песня – наше заявление, попытка покончить со всем недопониманием вокруг «Раммштайн», а милитаристкие элементы мы добавили для того, чтобы послание не выглядело слишком очевидным. Но случилось нечто странное. MTV США запустило в ротацию «Sonne», что странно, ибо песня не была предназначена для продажи в Штатах. Этому нет объяснения. Может, им так сильно хотелось получить хоть что-нибудь от «Раммштайн», что они не дождались выхода «Links», не знаю. Теперь мы не знаем, что и делать, а в довершении всего еще и австралийцы хотят выпустить «Sonne» - хотя им-то тоже предназначалась «Links».

Все это очень запутанно, и Рихард не скрывает, что намерен подробно разъяснить это решение людям. Он объясняет и объясняет… «Вообще-то я понимаю, почему «Sonne» так популярна. Очевидный выбор для первого сингла, так ведь? В ней чувствуется весь «Раммштайн». В ней есть тяжеляк, есть мелодия, есть эпичность – в ней есть все ингредиенты для хорошей хард-поп песни. Это, конечно, наш самый любимый выбор для сингла, а все остальное было в «Links» для американцев. Однако они решили снова пойти безопасным путем и взять песню, больше всего похожую на «Du Hast». Не очень смелый и приятный отбор, зато понятный, - произносит Рихард и быстренько добавляет. – Я хочу подчеркнуть, что группа полностью доверяет людям из Def Jam Island (звукозаписывающая компания «Раммштайн» в США). Мы им это сказали, и мы поддерживаем каждый их шаг. Лично я верю, что они могли выбрать любую песню из «Mutter» и сделать ее синглом. Альбом состоит из 11 синглов. Он очень, очень сильный. Может быть, скоро все изменится и станет на свои места. Вчера был закончен клип «Links 2-3-4», я его, правда, еще не видел. Это мультипликационное видео с кучей муравьев, которые смотрят шоу «Раммштайн» в кинотеатре. Как я понял, в клипе появляется только Тиль. Клип выйдет в США через пару недель».



Часть вторая: «Двойное воровство»

Говоря о видео, почему бы не подытожить тему, раскрыв тайну неудавшегося клипа «Das Modell», и не сказать словечко о легендарном Дэвиде Линче, который один из всех проявил когда-то интерес к «Раммштайн».

«Ну, так о Дэвиде Линче. Это были просто рабочие отношения, которые так и не случились, - объясняет Рихард. – Таким режиссерам, как он, всегда нужно очень много времени, чтобы закончить свою работу. Они профессионалы. А у нас, к сожалению, больше нет столько времени. Но я тебе скажу, что до сих пор хотел бы сделать клип с Дэвидом Линчем, или даже кино. Я смирился с мыслью, что эта идея так и останется у меня в голове. Еще хотел бы добавить, что человек, с которым я больше всего мечтаю сотрудничать – это режиссер Люк Бессон. Я восхищен его работой. А съемки «Das Modell» мы забросили. Мы не участвовали в создании клипа, и это было критической ошибкой. Это научило нас всегда быть в состоянии боевой готовности и контролировать весь творческий процесс. Тот клип был плохим».

Находясь в пред-муттеровском состоянии, Рихард отвечает на один из вопросов, который подсунул в последний момент наш вебмастер Jobarr (никак нельзя писать это имя по-русски – О.Б.) собственной персоной. Кто такой Юрген Энглер, и что он собирается сделать с песней «Tier»?

«Юрген Энглер является, или, вернее, являлся солистом немецкой группы «Die Krupps», - говорит Ричард со смесью улыбки и неприязни на лице. – Как-то раз Юрген Энглер услышал «Tier» и тут же заявил, будто мы украли у него какой-то особый рифф. Я ему говорю: «Слушай, я просто очень громко сыграл», в песне нет ничего похожего на его рифф, однако он уперся. Тогда я предложил ему, что, если он подозревает, будто «Раммштайн» что-то у него позаимствовали, то пусть он взамен украдет что-нибудь у нас – и я даже пообещал указать его в буклете к «Sehnsucht». Такая вот история. «Die Krupps» больше не существует. Распались они».

Возвращаемся к «Mutter», однако гнем линию в духе старины Юргена Энглера. На «Раммштайн» наезжали – даже на Herzeleid.com – за то, что они стащили мелодию для песни «Mutter» у «Metallica» из «Unforgiven». Тема, от которой Рихард супит одну, а то и сразу две брови. Спасает то, что перед интервью он съел парочку сэндвичей…

«…Нет, я так не думаю. Без влияния нет и развития; мы живем не в вакууме. Ты неизбежно будешь подвергаться чьему-то влиянию. Насчет похожести «Mutter» вот еще что: для меня очень важно, что, когда вы слушаете «Раммштайн», вы слышите нечто оригинальное. Когда я впервые услышал, как звучит эта песня, она так мне понравилась, что я просто не мог предложить ничего другого. Не звучит она как «Metallica». Хотя я знаю, что многие так думают.
Очевидно же, что «Mein Herz Brennt» созданы под влиянием «Led Zeppelin», но всем на это плевать. Конечно, нельзя обойтись без влияния любого из музыкальных стилей, однако смысл в том, можешь ли ты создать нечто свое, уникальное на основе этого влияния. Обвинения в плагиате или воровстве всегда будут существовать, мы с этим постоянно будем сталкиваться».

Ну, что ж, давайте прицелимся в другую мишень. Глупо обвинять «Раммштайн» в том, что они не общаются с залом во время концертов, однако это всегда невербальное общение. С появлением на новом альбоме «Ich Will» нас, кажется, ждут перемены в этой области. Это, что же, вызов?

«Верно. У нас нет вербального общения со зрителями. Мы общаемся самыми разными способами, но только не словами. Все потому, что наше шоу – это единое целое, и слова кажутся нам неправильным способом. Еще одна важная причина – Тиль очень стеснительный человек, так что в итоге все пришли к выводу, что болтовня с толпой не годится. «Ich Will» вообще-то не является этаким угодником толпы в духе «пойте вместе с нами». Мы не возражаем, если такое произойдет, однако хотелось бы донести смысл песни. Песня о распространении «Оболванивания», особенно в Европе. Видимо, одобряется – и даже перенимается – все, что служит этой цели. Такое происходит из-за многих факторов в мировой культуре. Прямо сейчас в Германии телешоу глупеют с каждой минутой. Такие шоу, как «Большой Брат» (аналог шоу «За стеклом» - О.Б.) - чистейший трэш, но людям, похоже, очень нравится. Почему? Потому что они разоблачают, а вовсе не потому, что они – качественные. То же самое происходит и в музыке. Если она хорошо разрекламирована, ее купят. Большинство из музыки звучит чудовищно, но никого это не волнует. Не следуйте за массами, они не всегда правы. Мы говорим: «Ich verstehe euch nicht! – Я не понимаю тебя!»

Так ли уж необходимо это послание фанатам «Раммштайн»? Неужели они – такие?

«М-м-м-м… нет! Я так не думаю, правда. Мне кажется, многие фанаты «Раммштайн» стремятся расширить свои горизонты и обрести новый опыт. Я верю, наши фаны к этому лучше подготовлены. Обычно рок- или хэви-метал-фанаты гораздо преданнее их любимой музыке и группам, чем поп-фанаты. В поп-музыке направления меняются каждый день, и массы просто следуют за ними. На самом деле, это не очень честный вопрос, потому что все фанаты «Раммштайн» очень разные, и многое зависит от того, где они живут. Американские фаны гораздо моложе немецких или европейских. Не могу себе позволить обобщать что-либо о фанатах «Раммштайн».



Часть три: «Herzeleid точка что?»

«Раммштайн» официально признали, что проблемы в их личной жизни привели к названию первого альбома, и последовавший «Sehnsucht» - тоже результат чувств и эмоций, бушевавших внутри группы. Отчего же теперь – «Mutter»?

«Ну, иногда бывает, что ты делаешь что-то, не задумываясь. Ну, знаешь, иногда вдруг думаешь, будто тебе в жизни чего-то не хватает, хотя раньше такое и в голову не приходило. Начинаешь вести себя иначе и даже не подозреваешь об этом. Песня «Mutter», конечно, одна из моих любимых песен вообще. Она затрагивает такую тему, которую я могу использовать и по сей день. Моя мать по-своему оказывала большое влияние на мою жизнь – просто потому, что она женщина. Я этого не понимал, но она прошла сквозь всю мою жизнь, а я этого даже не почувствовал. Я искренне хочу понять тему материнства. Для меня это как терапия. Мне это помогает избавляться от множества проблем – ну, немножко. Вообще материнство – многоликая тема. Она не только об освобождении себя от материнского влияния; она обо всем – рождении и происхождении, в ней очень много заложено. Традиция «Раммштайн» поднимать какую-то тему в альбоме и развивать ее - как это сделано в «Herzeleid», «Sehnsucht» и теперь в «Mutter» - очень забавным образом вылилась в одну большую Тему. Три темы взаимодействуют друг с другом. К примеру, агония нашей личной жизни в период «Herzeleid» была бессознательно частью проблемы отношений с матерью».

Рихард рассказывает об этом очень оживленно. Видно, что его чрезвычайно интересует философская сторона «Раммштайн», но в то же время, как только он расходится, то выглядит так, будто боится показаться слишком заразительным. Он медленно сводит разговор на «нет» и вновь подается вперед ко мне.

- У тебя есть желание на будущее?
- С тех пор, как я переехал в Нью-Йорк, я понял, насколько счастлив от того, чем занимаюсь. Я человек, как ты видишь, с очень беспокойным духом. Мне все время нужно действовать, бороться, и Нью-Йорк, к счастью, ежедневно бросает вызов. Когда я жил в Германии, то был склонен чувствовать себя удобно и довольно, но все изменилось, едва я переехал в Нью-Йорк. У меня заново раскрылись глаза, и я вспомнил в подробностях, как же трудно сделать так, чтобы быть успешным в любой сфере жизни. Вот что со мной сделала жизнь в Нью-Йорке – подтолкнула меня, заставила вспомнить, для чего я живу, проще говоря.
Так вот, я желаю навсегда сохранить это чувство, а еще – чтобы мне никогда не пришлось писать музыку только потому, что я должен это делать.

- А чего бы ты хотел пожелать для прошлого?
- Хороший вопрос, - немедленно отвечает Рихард. Он снова наклоняется вперед и, подперев губу указательным пальцем, изучает потолок гостиничного люкса в поисках откровения. 15 секунд проходит в тишине – довольно много. – Прошлое… Да, наверное, я бы хотел, чтобы у меня было другое детство.

- С приближением долгожданного американского турне слухи растут, как снежный ком. Будет ли там искусственный член? Что насчет Оззфеста? Привезете еще какую-нибудь немецкую группу? И когда?
- На все слухи есть очень простой ответ, - улыбается Рихард. – Американское турне будет наверняка, и это все, что мы пока знаем. Терпение, пожалуйста.

Терпение вознаграждается, и, наконец, последний неизбежный вопрос. Вопрос всех вопросов. Забудем о музыке и таких мелочах, как турне, концертное шоу, новые альбомы, философия и искусство. Знает ли Рихард Круспе о Herzeleid.com?

- Извини, Herzeleid точка что?

Мда, вот и ответ. Для всех мазохистов форума – продолжение следует:

- Пару недель назад я несколько часов копался в Интернете в поисках сайтов о «Раммштайн» (надеюсь, Рихард обнаружил ЭТОТ сайт! – О.Б.). Бог мой, их так много! Мой любимый – «Rammstein heaven», ты его называл. Но Herzeleid.com я не знаю.

Kann man Herzen brechen? (можно ли разбить сердца?)

"Liebe Grüße von Richard an unsere Fans von Herzeleid.com"


// Перевод Ольги Белик //