Интервью с Паулем для "Wahrschauer" (июль, 2005)



«Может ли нота быть «правой»? - спросил меня во время интервью гитарист Пауль Ландерс. Мы не можем избежать этой темы. Это вопрос о принадлежности Rammstein к «правому» крылу. Почти все статьи начинаются с этого, и моя в том числе.



Rammstein не раз сталкивались с нападками в прессе. Может, все эти журналисты слепы, их мнение предвзято, и они не способны серьезно отнестись к Rammstein и к тому, что говорит группа? Их упрекают в необдуманных провокациях и навешивают ярлык «правые» без всяких на то причин? Мы говорили об обвинении в краже идеи для видеоклипа(*), о национальной идентификации немцев, о водке и о Москве. Кто хочет составить о Rammstein собственное мнение – сюда! Bзгляды будут различны...



Warschauer: У вас очень строгие правила. Я должен был подписаться, что это интервью будет опубликовано только в "Warschauer"? Почему так?

Пауль: Я не знаю насколько они строги. Я не отвечаю за такие вещи. Haш менеджмент заботится о нас, как о государственном банке Англии. У нас было достаточно много хороших интервью, значит, это работает. Возможно, были злоупотребления, ведь сейчас очень легко заработать немного денег на нашем имени. Мы всегда говорим: «Да ладно, фиг с ним», но нашему менеджеру это не нравится. Все должно быть под контролем. Однако, мы далеко не самые плохие. На днях я был в гостинице, вдруг вспынул синий свет, все кругом заблокировали, и все только потому, что лифтом пользовался Ленни Кравитц. Была такая неразбериха, что персонал взвыл. Так что наши требования не столь уж плохи. Мы ездим в лифте, обходясь без этих мер предосторожности.


Warschauer: Вы в курсе того, что делает ваш менеджмент, или же он свободен в своих действиях? Возможно, вы видите только последствия того, что произошло, и потом думаете: а верным ли был этот путь? Я интересуюсь этим из-за сумотохи вокруг закрытия Rammsteinfan.de. Не было никакой точной информации. Поэтому я спрашиваю тебя: Что было не так, по вашему мнению, что вам не понравилось на сайте? Из-за чего надо было угрожать добиться его закрытия через суд, предъявлять его владельцу иск об уплате штрафа и вынуждать его переименовать сайт?

Пауль: ... В сказках частенько случается, что всем заправляет не король, а казночей. Король служит красивой ширмой, а вся власть у второго. Вот как я себя иногда чувствую. Мы всегда говорим, что думаем, но это не означает, что мы всегда в курсе того, что происходит. Иногда менеджмент запрещает то, что мы бы разрешили. Но менеджмент занимается столькими вещами, которыми мы не хотим морочить себе голову. Относительно сайта: я действительно не знаю, что точно произошло. Обычно я пекусь о зверях, находящихся на грани уничтожения, так что я собрал немного информации об этом случае, но все оказалось слишком сложно …


Warschauer: Обычно стараются угодить фанатам, а не распугать их.

Пауль: Действительно, в наши дни надо им медом вокруг ртов мазать. А мы делаем наоборот. Но у нас куча работы и семьи, поэтому есть вещи, о которых мы не беспокоимся лично. Я подумывал о встрече с тем парнем лично, потому что это дело заинтересовало меня. Я любил заглядывать на его сайт, любил смотреть "Фото недели" и был рад, что такой ресурс есть. Если мне нужно было что-то узнать, я также лазил по этому сайту. Что касается нашего собственного вэб-сайта: в прошлом мы не имели к нему никакого отношения, и нам не очень-то там нравилось. Но теперь все переделанно, и сейчас мы находим его лучше прежнего. Мы пробуем много нового, но иногда делаем ошибки.


Warschauer: Что можешь сказать относительно упреков в использовании идеи клипа "God" группы Naked Lunch в вашем видео для "Ohne Dich"?

Пауль: Я узнал об этом от друга, который прислал мне линк на статью. В данном случае, автором идеи был режиссер Йорн Хайтман, который не имеет никакого отношения к звукозаписывающей компании. Читая заметку, можно было подумать, что они отправили нам это, мы посмотрели и сразу же решили: «Прекрасно, давайте сопрем это!!!» Мы не знаем эту группу. И после того, как я посмотрел видео, я понятия не имею, как кто-то может связать его с нашим.


Warschauer: На сайте Naked Lunch говорилось, что они отправили свой клип по запросу Universal, потому что там хотели взглянуть на него в связи с производством вашего клипа.

Пауль: Нет, Universal не поставляет нам никаких идей для видео. Только мы или режиссер придумываем идеи к нашим клипам. Режиссера нанимаем мы, а не Universal. Они только платят ему. Я еще не спрашивал его об этом голом ... как там их?


Warschauer: Naked Lunch.

Пауль: Да, видел ли он это видео Naked Lunch.


Warschauer: Было бы печально, если бы Rammstein оказался не в состоянии иметь свои идеи.

Пауль: Еще давно у нас была идея относительно съемок клипа в горах. Не все клипы, где есть горы, придумали Naked Lunch, не так ли? Так вот, это было в 2001 году, клип к песне "Sonne". Мы карабкаемся в гору, и один за другим срываемся вниз. Когда последний все же взбирается на вершину, то видит, что все остальные уже там… Он с удивлением смотрит на нимбы, сияющие около их голов, пока не понимает, что все уже мертвы, и он в том числе. Такая вот была идея. Но это не совсем подходило к песне Ohne Dich. И режиссер хотел, чтобы Тилль лежал в то время, как в песне поется "und das Atmen fällt mir, ach, so schwer". Был ли он был под влиянием клипа Naked Lunch, я не знаю...


Warschauer: Конечно, есть очень много видеоклипов, снятых в горах. Так что, должно было быть нечто особенное в этом клипе, чтобы поднялась такая суматоха.

Пауль: Мы всегда стараемся создавать клипы, которые прежде никто не снимал. Я не знаю ни одной группы, которая бы сняла клип о пребывании на Луне, как это сделали мы в видео к песне "Amerika". Но сейчас может прийти группа и сказать: «Ах, мы сняли клип на Луне до вас!» Я не видел ни одного видеоклипа, связанного с Луной, как не видел клипа с горами. Вот мы знаем одну молодую начинающую группу из Германии, которая в своем видео идет по ландшафту … как они называются?


Warschauer: Virginia Jetzt!

Пауль: Да, точно. И мы подумали, дерьмо, теперь вот они путешествуют, может, мы тоже это делали? Но, они не лезли, как мы. Теперь мы беспокоимся о таких вещах. В нашем следующем клипе "Keine Lust" мы предстали жирдяями. И я надеюсь, что никто другой не заявит, что они уже были толстяками до нас. Наше кредо - делать то, что не будут делать другие группы. Я спрошу нашего режиссера, видел ли он клип Naked Lunch до этого.


Warschauer: Будет ли официальное заявление на вашем сайте?

Пауль: Нет, мы не будем ничего делать, так как обвинение не имеет смысла. И, откровенно говоря, не глупо ли было делать то, что кто-то делал раньше??? Во-первых, мы используем только свои идеи, и, во-вторых, копирование не в нашем стиле. Если они думают о нас так, пусть себе думают. Нам не за что извиняться. У каждого свои тараканы в голове, мы знаем это и научились с этим справляться. Если кто-то думает, что что-то ненормально - это его мнение, и я не собираюсь его переубеждать.


Warschauer: Это философия группы?

Пауль: Именно так. Многие не могут относиться к этому так спокойно, как мы до сих пор выслушиваем оскорбления и критику в лицо. Я из тех, кто просто тихонько ржет, когда это всплывает. Сначала мы интересовались, потом чувствовали себя оскорбленными и раздражались, но сейчас я понимаю, что все эти люди подразумевали. Конечно, и по сей день это не приятно, но я могу реагировать на это более спокойно.


Warschauer: «Я понимаю, что все эти люди…» Это было произнесено иронически?

Пауль: Нет, я действительно научился понимать. Вот например, Тилль по-особенному произносит «Р». Кому-то такое произношение напоминает старые времена, о которых у них остались не очень хорошие воспоминания и ассоциации, поэтому они не могут терпимо к этому относиться. А я думаю, что Тилль всего лишь жестко произносит «Р».


Warschauer: Также как и баварцы...

Пауль: Да, Эрнст Буш делал это уже. Но тех, кто озабочен этим, не интересует мой взгляд на эти вещи, и теперь я могу принять это. В таких случаях я могу сказать: Ок, я тебя понимаю, но если уж у тебя такие ассоциации, то помочь тебе ничем не могу. Возможно, лет через двадцать ты будешь более спокойным в этом отношении и тогда сможешь наслаждаться нашей музыкой. До тех пор пока твой взгляд на мир ограничен защитными очками и твоим образованием, и поэтому ты не можешь получать удовольствие от нашей группы, я ничем не смогу помочь. Я знаю, мы не виноваты. Я знаю, что мы думаем, но не вижу смысла объяснять кому-то.
Возьмем, как пример, «Убить Билла». Кто-то думает, что это отвратительно, кто-то действительно наслаждается фильмом, а Тарантино может целую вечность пытаться объяснить, что он подразумевал, но все равно это будет один и тот же фильм.


Warschauer: и очень много различных мнений о нем...

Пауль: Да, лично мне очень нравится этот фильм. Я так смеялся, когда катились головы, и я склонен думать, что знаю, что имелось в виду. Но наш шведский продюсер, думает, что это бесполезный фильм. Но, поскольку, он не плохой человек, я обожаю его и его вкус. Но с нами – это не только вопрос вкуса. Это своего рода политический корсет, в который зажаты немцы, что и делает их жизнь трудной.


Warschauer: Но слушая только музыку, без текстов, слыша маршевые звуки, силу глубокий голос вокалиста, особое произношение «Р», можно вспомнить о Третьем рейхе.

Пауль: Если честно, то все это напоминает о Германии. Не всегда, говоря Германия, я подразумеваю Третий рейх. Гёте, Шиллер, Моцарт и Эрнст Буш были немцами и не имеют никакого отношения к Третьему рейху. Некоторые немцы думают, что все немецкое всегда связано с Третим рейхом, против этого я бы неистово боролся.


Warschauer: Быть немцем не значит быть нацистом. Ок, но все мы знаем документальные фильмы, марширующих людей, пламенные речи, массовую эйфорию, и к чему все это привело.

Пауль: Ок, тогда, если поставить Rammstein в этот ряд, получается, что мы делаем злую маршевую немецкую музыку. Я ничего не могу сказать против этого, если тебе это напоминает, тогда ок. Но вопрос вот в чем: Как музыка может быть «правой» без текстов? Может ли нота быть «правой»? Может ли нота быть «немецкой»? Насколько позволяется быть немцем?


Warschauer: Нет, мы говорим не о том, насколько музыка может быть немецкой. Но если эстетика в целом порождает ассоциации с нацисткой Германией, как например видео на "Stripped"… Почему вы сделали его из отрывков пропагандистского фильма Лени Рифтеншталь «Олимпия»?


Пауль: Для этого видео у нас были отрывки из фильма Лени Рифеншталь и из еще одного фильма российского режиссера, оба в основном об одних и тех же вещах, но русский фильм был хуже по качеству. Я помню в одном из фрагментов этого фильма показывалось, как для парада футбольное поле поместили на платформу, и они играли в футбол прямо на ней. После просмотра этих работ мы остановились на фильме Лени Рифеншталь только из-за качества.


Warschauer: Но это запретные темы в Германии.

Пауль: На 100%. 60 лет назад все кричали:«Германия лучше всех!», а сейчас:«Германия хуже всех!», но мы за это не ответственны. Я не за первых и не за вторых. Кому-то не легко принять это - мы не ответственны за то, что сделали наши отцы - новая игра, новая удача, но мы не можем игнорировать то, что было раньше. Однако несмотря на вину, мы можем смотреть вперед! Простите, но я ненавижу эти трусливые «мы, все же, вовсе не были...» или «теперь мы не то, что прежде...» По-моему, немцам нравится следовать за ненормальным лидером, не слишком думая самостоятельно, точно также как: зеленый свет - давайте двигаться, красный - надо подождать. Покажите нам направление, и все мы будем его придерживаться. Если посмотреть на историю мира, то мания величия всегда имела место, как у американцев сегодня, как у турков во время Византийской империи, у монгол, у римлян - все хотели управлять миром, но попытка немцев была наихудшей. Жестокость была и будет, и я не хочу оправдывать это, я только хочу сказать, что ни одна страна не говорит трусливо:«Теперь мы не то, что прежде» Это глупо. И я не за то, как Турция обходится с признанием Геноцида армян, но между двумя крайностями всегда есть середина. Теперь все кричат, что иностранцы должны объединиться, но как могут объединиться мусульмане, когда у немцев нет единства в том, что они немцы? У немцев нет национальной идентичности, она находится где-то за минус шестьдесят. Для сравнения, у американцев она на плюс сто. Пока немцы не научатся иметь дело сами с собой надлежащим способом, иностранцы не могут иметь дело с немцами. Вы можете сказать:«Я горжусь тем, что я берлинец» или «Я горжусь тем, что я европеец». Но гордиться тем, что ты немец, ни за что, тогда каждый думает, что это у тебя трудности. Сто лет назад Чикаго был разрушен огромным пожаром - сегодня вам все еще не разрешают зажигать огонь, курить в пабах из опасения, что город сгорит снова, хотя в нащи дни здания сделаны из бетона. Вы должны принять это. Тексты о сексе и насилии будут иметь совершенно различное значение для женщины, которая была изнасилована и для женщины склонной к нимфомании. И в заключение, если мы раздражаем людей, то это их право. У каждого различный болевой порог, наш очень высок, и мы знаем, люди через 40 лет поймут, что мы хотели, и что мы были рады пробовать вернуть немцев к нормальной жизни, от минус 60 назад к нулю. Не потому что эти люди будут такими хорошими, а только потому, что это их достанет. Ладно, хватит с меня длинных речей.


Warschauer: Мы, кажется, жили в двух разных Германиях. Моя Германия, будучи Федеративной республикой, принимала участие в первых военных действиях против страны, которая уже была жертвой Нацистской Германии. Бомбардировку Белграда и других сербских городов в 1999 поддержали почти все немцы. Если это случилось с национальной идентичностью минус 60, то скажи, что мы можем ожидать с нyлем?

Пауль: Я не подразумеваю те глупые вещи, которые делают политические деятели. Как на школьных дворах всегда есть дети, которые бьют других, так всегда будут страны, которые вторгаются в другие. Чтобы понять, чего мы хотим, просто, когда ты за границей, смотри во все глаза и наблюдай, как там ведут себя люди. Вот и все...


Warschauer: ... Ты можешь оценить количество «левых» и «правых» среди вашей аудитории? Мне интересно, потому что моя коллега видела на вашем концерте «правых».

Пауль: Лучше всего посмотри как-нибудь сам. Я не видел ничего подобного. Лишь пару раз за десять лет существования Rammstein я видел гитлеровское приветствие на концертах. Эти люди были немедленно удалены, хотя это не имеет смысла. Я думаю, что больше бритоголовых посещает концерты Toten Hosen, так по крайней мере сказал нам наш персонал.


Warschauer: Хм, я не знал…

Пауль: Люди, которые, как думают журналисты, придут на наши концерты, не приходят на них. Я даже могу увидеть поклонников Петера Маффая в зале, когда разглядываю публику, но это меняется в зависимости от страны.


Warschauer: Есть город, в котором вам больше всего нравится играть. Где самая лучшая публика?

Пауль: Мы своего рода театр Шекспира. Мы только делаем шоу, и если люди пьют, кричат, наслаждаются представлением, то для нас это не имеет значения. Мы стараемся быть лучшими всегда, иногда мы слышим, что люди кричат громче, чем обычно, но мы остаемся совершенно бесчувственными, когда это случается. Конечно, есть города, которые мы любим немного больше остальных. Но это уже связано с городом.


Warschauer: Например?

Пауль: Если страна, то Мексика, если остров, то Исландия, если город, то больше всего мы любим Москву из-за сочетания востока и запада. Самодельный шнапс («самогон») и четырежды очищенная водка (Мне, как несведущему, прочитывается небольшая лекция о водке).


Warschauer: Я читал, что Тилль должен был быть в олимпийской сборной ГДР по плаванию, но его не допустили до соревнований, потому что в Италии он слишком много времени провел, осматривая окрестности. Есть ли связь с песней "Moskau"? Или я спрошу по-другому: тексты автобиографичны?

Пауль: Все основные идеи текстов принадлежат нашему вокалисту, большиство во всяком случае. А мы вникаем в них и обрабатываем. Конечно, иногда у кого-то возникают некоторые трудности с текстами.


Warschauer: Не являются ли некоторые тексты слишком жесткими?

Пауль: Нет, мы только однажды сказали, что это слишком вяло. Иногда мы говорим: «люди не поймут то, что ты хочешь сказать», или «а вот это хорошо, продолжай в том же духе». Вообще, за текстами стоит группа, хотя каждый участник имеет свою собственную интерпретацию.


Warschauer: Мне также нравится игра с ожиданиями слушателей.

Пауль: Я люблю двусмысленность, и в наших видео мы всегда пробуем создать еще и третий уровень, добавляя то, что никто неожидает.


Warschauer: Что было с вашими родителями, когда они услышали Rammstein. Вашу музыку и тексты? Mама не клала руку тебе на лоб, проверяя температуру?

Пауль: Когда мы начинали, наши родители уже не были частью нашей жизни. Тогда нам было почти 30, и мы не особо считались с их мнением. Но момент истины все же настал - родители приехали на наш концерт. Тилль тогда чувствовал себя несколько странно, «трахая» Флаке пластмассовым пенисом, а все мы думали: «Дерьмо, какого черта мы здесь делаем?» Но должны быть такие вещи, которые молодым людям хочется делать, а родители этого не одобряют. Это необходимо для развития личности. При написании текстов мы не думаем о наших родителях. Но новый альбом ("Reise, Reise") весьма мягок, не так ли? Нет ничего такого, чего родители не стали бы слушать. Приправлено, все же, так хорошо, и все так прекрасно обжарено (**).


Warschauer: На этом у меня все. Было очень интересно.

Пауль: ОК, тогда пока, я должен торопиться!



Примечание:


(*) - Группа Naked Lunch обвинила Rammstein в плагиате.


(**) - Пауль цитирует сторочку из "Mein Teil"




// Перевод Flamme, Bamba //