Интервью с Оливером для журнала "Bassiste" (ноябрь-декабрь, 2005)



ноябрь-декабрь, 2005

Оливер Ридель

Все дороги ведут к бас-гитарам



Он – один из оплотов «Раммштайн», в основном из-за своего темперамента. Об Оливере обычно забывают, хотя он участвовал во всех пяти альбомах группы. Причина, почему он выглядит на первый взгляд таким скромным, может быть вот в чем: как и большинство басистов, двухметровый гигант кажется застенчивым и замкнутым. Но парадокс в том, что начинал он как гитарист, о чем вы и прочтете ниже…


- «Rosenrot» и «Reise Reise» были написаны в одно время. Как ты воспринимаешь «Rosenrot»: как действительно новый альбом, или все же больше как «Reise Reise vol. 2»?

- Каждый может и правда воспринимать этот альбом как продолжение предыдущего, ибо 6 песен с него были написаны во время записи «Reise Reise».


- Не скажешь мне, какие именно?

- Rosenrot, Wo bist Du, Mann gegen Mann, Zerstören, Ein Lied, Feuer und Wasser.


- Меня удивили теплые, почти свинговые тона басовой партии в Mann gegen Mann. Мы не привыкли слышать такое у «Раммштайн».

- Погоди, мы не хотим делать ничего в стиле «усатого рока», ну, знаешь, такого «рока на коленках» (он встает и принимает позу басистов шестидесятилетней давности, насвистывая баварскую мелодию). Нам хочется чего-нибудь свингового, но немножко, просто чтобы чуть-чуть измениться, но без недостатков поп-песен. Так что нам надо было быть экстра-осторожными, и раз ты услышал свинговые тона басовой партии в Mann gegen Mann – значит, я провалил свою миссию (смеется).


- Ты помнишь, когда начал играть на басу и почему?

- По сравнению с остальными музыкантами я начал играть довольно поздно, примерно в 19 лет. Я, кстати, начал играть не на басу, а на гитаре. Играл на довольно классической гитаре, но чувствовал себя в изоляции, потому что в Восточной Германии было мало музыкантов. Затем я встретил Рихарда. Он хотел создать группу, но ему был нужен бас-гитарист, и поэтому я стал играть на басу - чтобы могло начаться приключение «Раммштайн».


- То есть «Раммштайн» - единственная группа, в которой ты играл?

- Да, единственная настоящая группа.


- Ты до сих пор играешь на гитаре?

- Совсем недавно открыл для себя заново возможности игры на гитаре и какое-то время пытался играть фламенко.


- Какой инструмент ты предпочитаешь, бас или гитару?

- Когда я свободен, признаюсь, предпочитаю гитару. Я думаю, что гораздо веселее, когда ты предоставлен самому себе, так больше возможностей создать настроение. Но где бы я ни играю с группой, я предпочитаю играть на басу, это доставляет мне больше удовольствия.


- Так как ты, оказывается, тоже играешь на гитаре, скажи мне, создавал ли ты когда-нибудь гитарные партии для песен «Раммштайн»?

- Вообще у каждого из нас есть персональная студия, так что мы можем самостоятельно записывать любой инструмент, а затем приносить свои идеи в группу. Что касается меня, то да, мне случалось подбирать гитарные элементы, которые включили в некоторые песни, потому что хоть я и бас-гитарист, но гитарные рифы – главная причина популярности «Раммштайн»! (смеется)


- Да, но, в отличие от большинства металлических групп, бас-гитарист не считается второстепенным в «Раммштайн». Кажется, что все вы – на одном уровне…

- Верно, у большинства металл-групп есть иерархия, и басист занимает в ней далеко не самое важное положение. О нас у тебя такое впечатление потому, что мы работаем по очень демократическим порядкам, и у каждого есть шанс выразить себя.


- Как ты создаешь свои басовые партии?

- В основном мне надо всего лишь дублировать гитару. Так что я довольно хорошо справляюсь (смеется)! И, напротив, в самых мелодичных песнях у меня больше работы. Если слушаешь такие песни, как Seemann и Klavier, я там отвечаю за главную мелодию, так что это Рихарду и Паулю приходится адаптироваться…


- С этой точки зрения, в каких песнях ты самовыражаешься больше всего? Я видел тебя на сцене, и мне показалось, тебе веселее на более спокойных песнях типа Seemann и Klavier.

- Точно, Seemann я люблю больше всего, кайфую каждый раз! Жаль, что мы не играем ее живьем почаще… Новая песня Te Quiero Puta с мелодией «самба» была для меня хорошим опытом, я попытался вставить в нее немного аккордов фламенко. Теперь все зависит от моего состояния, быстрые песни хорошо играть, когда у меня стресс!


- Индастриал-метал группы сейчас все больше и больше склонны к замене органического баса на синтетический. Что думаешь об этом?

- Иногда это может быть хорошо, но с «Раммштайн» такого не случится. Мы любим электронику, но нам надо слишком много человеческой энергии, чтобы заменить ее машинами (смеется). И, наконец, ничто не сравнится с живым басом. Хотя технологии и развиваются, всегда будет разница между настоящим музыкальным инструментом и машиной.


- Размышляя об этом, эволюция технологий сократит рабочие места во многих областях. Думаешь, такое может случиться в музыкальной индустрии, учитывая, что много музыкантов использует машины?

- У людей уже был такой страх в 90-х, с развитием новых студийных технологий. Много профессий тогда исчезло, потому что с электроникой все стало проще, это позволило использовать меньше людей и зарабатывать больше денег. Но сегодня мы видим, что эта тенденция постепенно меняется, и снова приоритеты отдаются живым инструментам. В качестве примера возьмем настоящее возрождение гаражного рока с такими группами, как White Stripes и Hives. Я думаю, что басисты еще покажут себя!


Оборудование

Бас: Олли играет на уникальной бас-гитаре, сделанной под маркой Sandberg. Эта немецкая фирма известна тем, что все музыкальные инструменты изготавливаются вручную.

Усилители: Почти все они так или иначе сделаны немецкой фирмой Glockenklang.


Thomas Mafrouche
"Bassiste"

// Перевод Ольги Белик //