Интервью с Флаке для журнала "Break-Out" (апрель, 2001)
Сыграй мне песню смерти
"Ein kleiner Mensch stirbt, nur zum Schein
Wollte ganz alleine sein
Das kleine Herz stand still für Stunden
So hat man es für tot befunden
Es wird verscharrt im nassen Sand, mit einer Spieluhr in der Hand."
Это прочтенное гробовым голосом Тилля и наполненное черным юмором интро, должно быть, уже всем знакомо, так как со времени выхода гениального альбома "Mutter" уже прошло некоторое время, и он все еще неоспоримый номер один в чартах продаж. И так как в последнем номере мы немного поскупились с информацией, в этом выпуске мы решили наверстать это с Флаке.
Break Out: Начнем с "Spieluhr" - с самой сильной, наверное, песни на альбоме, которая могла бы стать и синглом.
Флаке: "Spieluhr" действительно сильная песня. Сначала она была задумана без выкапывания, но если ты целыми днями сидишь в студии и репетируешь, то, в конце концов, чувствуешь, что больше не можешь, так как весь этот ужас представляется как на яву. Этот маленький ребенок - у меня у самого есть дочь - лежит в темном гробу, никто этого не слышит, и вдруг начинает играть музыкальная шкатулка. У меня мурашки по коже, когда я об этом думаю. Тогда мы решили, что так это оставить нельзя, и выкопали его. Надеюсь, нас за это никто не посчитает голубыми, ха-ха-ха. Также музыку в конце мы сделали более оптимистичней; тональность меняется с минора на мажор, и затем, когда звучит: "Am Totensonntag hörten sie diese Melodie/Und dann haben sie es ausgebettet, das kleine Herz im Kind gerettet", можно облегченно вздохнуть. Но всё равно немецкой публике в качестве сингла это предложить невозможно. Хотя мы об этом подумывали, так как нам самим это песня очень нравится. Но она слишком тяжелая, никакая домохозяйка не стала бы слушать ничего подобного.
Break Out: Меня немного удивляет, что вы обращаете внимание на такое, ведь обычно вы делаете, что хотите и не позволяете указывать вам. Ведь именно "Spieluhr" была бы маленькой революцией в чартах и, скорее всего, поднялась бы на первые места.
Флаке: Когда дело касается альбома, мы так и поступаем, но синглы предназначены для того, чтобы представить публике группу и, соответственно, альбом. И выпускать в качестве сингла агрессивную и шокирующую песню - это неправильно, ведь если потом услышишь:" К сожалению, это играть нельзя", то все было напрасно.
И скорее всего следующим синглом будет "Links 2 3 4", но это еще не всё, "так как у нас еще есть песни, которые мы бы хотели выпустить в виде синглов, на десерт, уже после релиза альбома. Так сказать, 3 дополнительных дара, которые даже еще лучше основного".
Break Out: Еще лучше? Это не вписавшиеся по стилю в альбом треки?
Флаке: Да. Например, мы не смогли поместить на альбом три баллады. Если кто-то покупает альбом Раммштайн, то ему нужны громкие и тяжелые песни. Нам тоже. Но если есть одна баллада, она, безусловно, не может быть плохой!
Break Out: И еще не хватает "Der Pastor".
Флаке: Да, точно (немного ошарашено отвечает Флаке) "Der Pastor" нет! Дерьмо! Я думал, он будет на альбоме, но у нас было просто слишком много песен.
Break Out: Жаль, ведь уже только начало "Wenn die Turmuhr zweimal schlägt, haltet er die Hände zum Gebet/Er ist ohne Weib geblieben, so muß er seinen Nächsten lieben" звучит многообещающе. И я думаю, можно быть уверенным в том, что остальные песни, не вошедшие в альбом, так же хороши. Ведь "Kokain" тоже был лишь добавочным треком, но который, однако, был по-настоящему хорошим!
Флаке: Но все-таки (противоречит мне Флаке), я должен заметить, что "Kokain" не был такoй уж хорошей песней.(Заметив мой недовольный взгляд, Флаке немного смягчил свой приговор.) Ну, да, всегда хорошо иметь пару хороших песен про запас!
Break Out: Молодцы, хорошо поработали! В этот раз на "Mutter" своей актуальностью выделяются два текста. Так, для начала следует упомянуть "Links 2 3 4" – ясная демонстрация вашей политической позиции. Я думаю, вы сделали это из-за частых нападок СМИ на вас в этом отношении, также использование кадров из фильма Лени Рифеншталь в видеоклипе "Stripped" для многих было "хорошей" темой! И, соответственно, это было отлично раздуто!
Флаке: Да, к нам было, как ты говоришь, такое враждебное отношение, и частенько это выглядело примерно так: "Вы мне нравитесь, но говорят, что у вас не всё в порядке", или "Если бы вы открыто высказали вашу позицию, то всё было бы хорошо", или "Нет, мы не считаем вас дерьмом, но в вашем случае это неизвестно". И тогда мы решили:"Hу, ладно, мы скажем все, что мы думаем!" Мы специально сделали эту песню тяжелой и злой! Чтобы все знали, что и левая группа может быть тяжелой и злой! Да, мы злые! И мы хотим такими оставаться! Мы хотим, чтобы молодежь злила родителей этой музыкой. Чтобы родители сказали: "Выруби эту гадость!". Рок-музыка для этого и существует! Но когда-то зло и нацизм были закинуты в один угол, и мы хотим уничтожить этот предрассудок! Мы маршируем, но мы левые!
Break Out: И даже если вспомнить ваше музыкально прошлое, и при этом я думаю о Feeling B, то всё и так должно быть понятно.
Флаке: Да, но большинство это не поняли. Нам это просто надоело, и мы решили сказать, кем мы являемся! Мое сердце стучит слева! Глупо только, что Лафонтен выпустил книгу с таким же названием (*), ха-ха. Но когда он её выпустил, песня уже была готова! И мы подумали, дерьмо, теперь все решат, вот Лафонтен выпустил книгу, а Раммштайн за ним повторили. Мы уже хотели ее убрать, но потом передумали, во-первых, она появилась раньше его книги, во-вторых, это также наше мнение, да и вообще, когда выйдет альбом, никто уже не будет думать о Лафонтене. И хорошо, что мы так решили.
Break Out: Но, разумеется, останется пара неисправимых, которыe все равно будут на вас нападать и буквально переворачивать слова!
Флаке: Я не думаю, что есть люди, которые хотят нас затолкать в правый угол, это всё произошло в основном из-за недоразумения. Наверное, началось все с "Посмотрите, как они выглядят на сцене, это же что-то странное".
Break Out: И это несмотря на то, что во время "Sehnsucht"-тура, людей в футболках Böhse Onkelz (**) не пускали в зал.
Флаке: Это была наша идея, просто нам не хотелось на следующий день читать в газетах отчет о концерте и видеть на фотографиях людей в этих футболках. Больше нам этого делать не придется. Нам самим сейчас это кажется каким-то детсадовским поступком, но тогда, во время тура, это было в порядке вещей. И кто во время концерта делает гитлеровское приветствие, сразу вылетает!
Break Out: Поговорим о песне "Mutter", в которой затрагивается пикантная тема геннных технологий и, в частности, клонирования.
Флаке: Тилль берет темы для песен из окружающего нас мира. И сейчас этa тема очень актуальна, человек считает себя высшим существом. Он думает, что может делать, что хочет. Он занимается клонированием, генетическими изменениями, это преподается в такой форме, как будто ему все подвластно. Это уже настоящая мания величия. По-моему мнению, это очень острая политическая тема! И об этом стоит говорить!
Break Out: Но генные технологии еще не так развиты, до клонирования далеко, и кроме того оно запрещено!
Флаке: Ещё ( многозначительно говорит Флаке).
Если бы я не променял изучение биологии на музыкальный бизнесс, то, наверняка, сейчас сидел бы в одной из таких лабораторий, которыe критикуют Раммштайн в своих песнях. Конечно, я могу понять опасения Флаке, но, с другой стороны технология клонирования очень интересная и захватывающая идея!
Флаке: Да, конечно, это интересно. Однако, меня не покидает ощущение, что люди забыли, как они живут, как они навредили окружающей среде за последние годы. Что они отдаляются от своей матери. Нашу планету ведь часто называют "Мать Земля". Кстати, oдин журналист сказал, что это песня о Германии. О том, что немец, человек не имеющий прошлого, всё отталкивающий от себя. Это показалось мне очень интересным (смеется). С такой точки зрения я еще не смотрел! Посмотрим, какие интерпретации я услышу от других .
Break Out: Ээ...мы говорим о песне?
Флаке: Конечно! Он изучал германистику и cмог разложить мне все слова. Но я не думаю, что Тилль думал о Германии, когда писал эту песню.
После спартанского обеда (холодная яичница, которая перед интервью еще былa горячей), Флаке переходит за столик, который занимают Пауль, шеф Мюллер и я. Он снова рассказывает эту историю гитаристу! Но добавляет, что песня "Spieluhr" оказывается о нацистской Германии, которая была закопана! Мы очень хорошо посмеялись!
Break Out: В мае начинается тур по Германии. Вы зарезервировали самые большие залы, и все же, наверное, будут распроданы все билеты! Но что касается шоу, то существует много слухов. В более ранних интервью вы обещали впредь ставить музыку на первый план.
Флаке: Мы не будем расширять шоу в сторону количества, то есть не будет еще больших фейерверков, еще больше прожекторов и декораций. Последний спектакль был большим, это было хорошо, и этого достаточно. Конечно, для новых песен мы будем придумывать новые эффекты. Не будет так, что вместо "Weisses Fleisch" Тилль вдруг выбежит с ракетами во время "Mein Herz Brennt". Мы не будем повторять эффекты. Для каждой песни будет придумано что-то новое. И сцена тоже не будет совсем огромной. Все останется в прежних рамках, как это было и раньше. И ни в коем случае не станет меньше!
В начале года Раммштайн выступили в Австралии "и это было просто безумие. Это был огромный фестиваль, 50 групп в день, мы выступали предпоследними, после Limp Bizkit. Представьте, чужой континент, 45° жары, мы стоим на сцене, а публика ведет себя так, как будто это "Rock am Ring" (***). Они подпевают, танцуют и знают все песни. Это было круто. Мы думали, что же произошло? Такоe со мной случилось в первый раз. Даже в Америке мы не встречали такой резонанс при первом выступлении. Там мы сначала выступали в клубах до 400 человек, потом 1500, только потом уже в больших залах для 2500 и 5000 человек. Но чтобы на фестивале с 50000 посетителями в первый раз, и такая поддержка. Такое я видел впервые!" Тут Флаке немного поскромничал, как мы позже узнали от гитариста Пауля, Limp Bizkit вынуждены были прервать тур, и Раммштайн выходили одно время на сцену как ведущая группа. И если в такой ситуации группа принимается публикой, то это отличное достижение. Представим себе обратное. Раммштайн отменяют выступление на одном из фестивалей в Германии, и Limp Bizkit должны выйти за них, они от страха наделали бы себе в штаны или бы, что более вероятно, вообще куда-нибудь смылись.
"Break Out", апрель, 2001 год
Примечания:
(*) Оскар Лафонтен (Oskar Lafontaine) - бывший председатель СДПГ и бывший премьер Саара, автор книги "Mein Herz schlägt links".
(**) Böhse Onkelz - в прошлом пронацисткая группа, после запрета они изменили свой имидж и тексты, но все равно почитаются нацистами.
(***) "Rock am Ring" - рок-фестиваль в Германии.
// Перевод NeonRay, редакция Bamba //
Tweet |