Интервью с Эмануэлем Фиаликом для "Metal Hammer" (ноябрь, 2006)



НЕЛЕГАЛЬНО ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ

Уже долгое время вокруг Rammstein царит тишина. Выходящий вскоре на рынок Völkerball, представляющий собой всеохватывающий портрет Reise, Reise-тура, показывает группу с гораздо более личной стороны, чем когда-либо ранее. Metal Hammer расспросил менеджера и продюсера DVD Эмануэля Фиалика о состоянии дел.


Metal Hammer: Наконец-то, после некоторой задержки, DVD Völkerball 17 ноября выходит на рынок. Почему релиз так надолго затянулся?

Эмануэль Фиалик: Изначально мы хотели выпустить DVD ещё к прошлогоднему Рождеству, однако, не сделали этого из-за слишком большого обилия материала. Впоследствии мы определили следующей датой март 2006-го года. Мы полагали, что к этому времени уже закончим с основной частью работы. Однако, когда мы занялись обложкой, то столкнулись с большими трудностями. Адекватной художественной работы, подходящей с нашей точки зрения для обложки, у нас не было. Первоначально DVD должен был называться LOS!, но мнения членов группы, которые находились далеко друг от друга, расходились. Лично я, вместе с несколькими членами группы, предпочитал название Völkerball. Тогда мы начали обсуждение с помощью телефонных разговоров, факса и электронной почты, и прошло еще некоторое время, прежде чем мы пришли к единому мнению. Затем наступило лето, когда, как правило, ничего не выпускают, но у нас возникла идея сделать Limited Edition с объёмной книгой. Мы медленно принимали решения и потратили бы, вероятно, на это целый отпуск, на котором очень настаивала группа. Это был вялотекущий, но, одновременно, и очень плодотворный процесс.


Metal Hammer: Völkerball снова воскрешает в памяти Reise, Reise-тур, но на DVD нет выступлений в Германии. Почему так?

Эмануэль Фиалик: Самым масштабным концертом в Германии стало опять выступление в Wuhlheide в Берлине, но мы уже выбирали эту арену для Live aus Berlin (1999 год – примечание автора). Большинство выступлений в Германии проходило в начале Reise, Reise-тура, и в то время голова была забита кучей других вещей, так что мы не могли одновременно ещё и записывать DVD. Позже мы предприняли серьёзную попытку в Scheeßel на фестивале Hurricane, но там, к сожалению, кое-что сорвалось. Например, в результате неприятного инцидента, полностью пострадала запись звука. Ну ладно, мы смогли бы выкрутиться, наложить на имеющееся видео звук с других концертов, например. Но в итоге не получили бы ничего достоверного. Таким образом, мы решились отказаться от немецкого концерта, так как уже есть Live aus Berlin. Мы охотно показали бы больше из выступлений в Англии или Японии, но, в конце концов, французский Nimes перевесил, хоть, по соображениям бюджета, практически всё там записывалось всего лишь на камеры формата DV. Мы бы охотно записали ещё и выступление в Париже, но, к сожалению, не были уверены, что сможем выполнить все требования по пожарной безопасности. Nimes был последним шансом для хорошей записи. И, одновременно, это было последнее шоу тура.


Metal Hammer: Ты очень стремишься к тому, чтобы показать совершенный облик группы. Насколько проблематично было монтировать живые выступления?

Эмануэль Фиалик: Крайне сложно, потому как изначально я ощущал эклектичность[1]. У меня были: клубный концерт в Японии, театральная сцена в Брикстоне, которая не очень подходит для Rammstein, полностью испорченные съёмки из Scheeßel и суперзал в Бирмингеме. Так как мы ещё никогда не выступали там, то публика вела себя так, как и во время наших первых концертов. Фаны больше смотрели, чем принимали участие. К сожалению, это не годится для видеообработки, так что мы могли использовать только отдельные кусочки для концерта в Nimes. У нас действительно были самые плохие условия для проведения хорошей съёмки на открытом воздухе в Nimes, так как в городе существует опасность мистралей. Это такие ветры, которые встречаются только в этой части Южной Франции, и поэтому на фестивале существуют строгие ограничения. Например, мы не смогли повесить задник, чтобы под действием ветра он не стал парусом. Так как сцена там заранее жёстко установлена, мы также не смогли смонтировать некоторые конструкции, что оказало своё влияние на световое шоу. Поэтому, чтобы дать прочувствовать атмосферу шоу и тура в общем, нам пришлось несколько раз обращаться к нарезкам с других концертов. Но то, что совершенно точно не нужно было давать прочувствовать – это публику. Поэтому понятия атмосферы и публики в Nimes совпадают на 100%.


Metal Hammer: Замечал ли ты, что на концертах, которые вы снимали, члены группы нервничали, когда на них были направлены камеры?

Эмануэль Фиалик: Всегда было проблемой одновременно записать звук и видео, так как Rammstein, в первую очередь, всё-таки музыканты. Если сказать музыкантам, что их снимают и записывают, то они, зачастую, застывают на сцене как вкопанные, потому что хотят сыграть как можно лучше. Однако это действует не так уж и часто из-за того, что к концу, нередко, уже отсутствует та энергия, которая обычно является составляющей живого выступления. Мы уже пробовали это на Live aus Berlin и попытались записать звук без зрителей. Однако если у музыканта нет зрителей, он играет только для себя самого. В этом случае запись часто теряет типичную энергетику живого выступления. Во время Reise, Reise-тура в Брикстоне во все три дня выступлений мы записали звук. В первые два дня Rammstein знали, что их записывают, в последний – нет. Третий день был наилучшим. Когда дело доходит до видеосъёмок, все в группе реагируют по-разному. Флаке, например, это вовсе не интересует. В его облике на сцене есть свои недостатки, так как он каждый день в новой одежде, и после нужно грамотно монтировать кадры, на которых он по-разному одет. Рихард и Пауль, напротив, очень осознанно относятся к тому, что на них направлены камеры, а Шнайдер очень сконцентрирован, так как он играет на ударных, и от него во многом зависит чёткость.


Metal Hammer: Какой же всё-таки образ группы вы хотели показать с помощью Völkerball?

Эмануэль Фиалик: В связи с названием мы хотели показать также и публику; показать лица фанов Rammstein и то, что видит группа со сцены. Основой съёмки, конечно же, является группа, которая играет на сцене. Но мне было важно и присутствие публики, чего я не наблюдаю на большинстве DVD. Если я проигрываю старые записи с Rockpalast, то всегда вижу, что происходит на сцене, а самих зрителей очень редко. Из-за этого пропадает атмосфера. На Völkerball показаны люди со всего земного шара, и речь идёт об их реакциях. Это же стало причиной для выпуска книги, которая поступит в продажу вместе с Limited Edition. Фотограф Фредерик Батир сделал чудесные фотографии, на которых показаны всевозможные проявления человеческих эмоций, таких как обожание, восторг, изнеможение, покорность. На многих фотографиях прорезается и грусть. Это фантастический вид внутреннего и внешнего миров. Для нас Völkerball, так же как и Live aus Berlin, как частичка земного шара, принесённая в наш дом. DVD показывает, какой разной может быть публика.


Metal Hammer: Völkerball также показывает, что, прежде всего русские зрители испытывают особую любовь к Rammstein. Являются ли концерты в Москве чем-то особенным?

Эмануэль Фиалик: Да, они очень специфичны. Зрители изголодались, так как там выступает мало групп, по крайней мере, нам так кажется. В западных странах сейчас не заметно никакой государственной власти, в Москве же она сохранилась. Мы выходцы из ГДР, и у нас ещё присутствуют воспоминания об определённых временах, но я никогда не чувствовал государство так сильно, как в России. Как менеджер, в Москве я практически не поднимался на сцену, так как это не нравилось солдатам за сценой, хотя у меня был пропуск. Там нужно было совать кому-нибудь деньги в руку, чтобы пройти за ограждения. Снаружи стоят сотни солдат, а в самом зале специальное подразделение страхует область перед сценой, с которой военные не хотят иметь ничего общего. Это молодые парни, у которых есть разрешение избивать людей - и это прямо на концерте. Один эпизод мне особенно запомнился: на концерте была VIP-зона, куда билет стоил от $200 до $300. Один из этих обеспеченных гостей в порыве эйфории и восторга порвал на себе рубашку, и сразу же к нему бросился один из этого спецподразделения, вынул резиновую дубинку и приказал господину немедленно одеться, что тот покорно исполнил.


Metal Hammer: Ты менеджер и продюсер в одном лице. Какими глазами ты смотрел на группу во время создания Völkerball?

Эмануэль Фиалик: Классической задачей менеджера было позаботиться о том, чтобы издающая фирма заказала DVD и оплатила его. После, как менеджер, я должен был бы просмотреть конечную работу и решить, осуществлены ли желания группы и, при необходимости, поговорить с музыкантами. При создании DVD я не смотрел на группу как-то по-новому, у меня была другая задача.


Metal Hammer: Именно поэтому твоя задача, как менеджера, связана с большой ответственностью. Как ты справляешься с этим?

Эмануэль Фиалик: Мы знаем друг друга уже несколько лет, и поэтому музыканты знают, что я привношу определённое вдохновение в некоторые области их деятельности. Группа просмотрела смонтированный материал, и у участников спросили их мнения. Для всех музыкантов важно знать ещё во время процесса создания, что они не актёры в художественном фильме с заранее заданной ролью, а соисполнители производства. При этом, как продюсеру, нужно обращать внимание на множество вещей, в том числе на то, кто и как часто появляется в кадре. Или задаёшься вопросом: не слишком ли часто виден солист, а остальные нет? Очень болезненная тема для большой группы.


Metal Hammer: Болезненно ли ты реагируешь и сильно ли критикуешь группу, если выступление было неудачным?

Эмануэль Фиалик: В этом нет необходимости, так как Rammstein слишком хороши для этого. Вообще-то, я всегда жду, пока не спросят моего мнения, но только если не иду сразу за сцену, тогда это однозначное предзнаменование. Не нужно обрушиваться с критикой на того, кто переполнен адреналином. Концерт, так или иначе, прошёл, и сейчас не лучшее время. Музыканты Rammstein знают, когда они не достигли оптимального результата. Если я подхожу и поздравляю их с хорошим выступлением, в большинстве случаев они полагают, что всё прошло плохо. Если я хочу, чтобы меня выслушали, то подыскиваю более спокойный момент для этого, а иначе я только раздосадую их, и вечер будет испорчен. Я лучше пережду и поговорю с каждым отдельно.


Metal Hammer: После оконченного турне происходят ли в Rammstein какие-нибудь обсуждения, в которых ещё раз говорят о проделанной работе?

Эмануэль Фиалик: Во-первых, в начале тура мы регулярно советуемся после почти каждого концерта. Мы смотрим, всё ли идёт хорошо, нужны ли изменения. Мы основываемся на реакции публики и на мнениях знакомых музыкантов. Это постоянный процесс, который происходит намного более интенсивно, пока тур ещё не пошёл по накатанной колее.


Metal Hammer: Ты говорил в своём последнем интервью для Metal Hammer в ноябре 2004 года, что самым большим поражением в твоей карьере было бы никогда не снять отличный фильм о Rammstein. Насколько Völkerball близок к этому?

Эмануэль Фиалик: Изначально я подразумевал, что мы упустили момент для съёмок современной истории группы. Что-то такое, что показывает определённые фазы развития и имеет из-за этого некоторую спонтанность. Продолжаю сожалеть об этом. К примеру, мы много обсуждали то, что документальный фильм об эпохе Reise, Reise должна снимать Матильда Боннефой (монтажер фильмов «Беги, Лола, беги" и "Воин и императрица" – примечание автора), но группа была против. Для музыкантов это было слишком личное, они хотели побыть в это время одни, но, наряду с этим, у них были опасения не справиться с этой задачей. Я бы с удовольствием посмотрел на то, как определённую фазу развития группы запечатлел кто-то такой, как Матильда, которая отстранённо подходит к документированию и любит музыку. Как видно на Völkerball и 59-минутном документальном фильме "Anakonda im Netz", у неё хорошо получается охарактеризовать музыкантов. Матильда исключительно прорабатывает отдельные черты характеров музыкантов: например, множество людей до сих пор не знают о робости Тилля Линдеманна.


Metal Hammer: На Völkerball можно увидеть кое-что, чего мы до сих пор не знали – например, съёмки за кулисами или ритуал с текилой перед выступлением. Были ли эпизоды, которые скрыли от зрителей?

Эмануэль Фиалик: (после некоторых раздумий) Нет, не было. Я могу сказать это точно о документальном фильме "Anakonda im Netz" и живых записях. Я не видел полностью те записи, из которых Пауль смонтировал "Reise,Reise: The Making Of The Album". Конечно, всегда имеются эпизоды, о которых будешь всем рассказывать и обсуждать их, но тайны и интимные моменты таковыми являются не для того, чтобы снимать их.


Metal Hammer: Как менеджера Rammstein мы легко воспринимаем тебя, как седьмого участника группы. Нынче ты выпустил Völkerball, и возникает вопрос, с такой позиции приближаешься ли ты ближе к роли седьмого в группе?

Эмануэль Фиалик: Вовсе нет. Я знаю, что вопрос, кто является седьмым участником Rammstein, вызывает жгучий интерес. Но седьмого не существует! Рихард, правда, говорит в документальном фильме что-то о моей принадлежности к группе, но не нужно очерчивать этим какую-то окружность. В принципе, это теория множеств. Существует круг из шести человек, и, плюс к этому, ещё имеется вторая группа людей. В ней, вероятно, существует своя иерархия, и даже если я во время проекта Völkerball нахожусь во главе этой иерархии, это не сравнимо с ролью седьмого участника группы. Для самых разных задач всегда существует свой седьмой – на некоторое время. Речь зашла о музыке, организации, деньгах, производстве, звуке, свете, костюмах или снабжении? В зависимости от необходимости имеется множество "седьмых".


Metal Hammer: Но ты – "седьмой", который держит остальных "седьмых" вместе.

Эмануэль Фиалик: (смеётся) ОК, может и так, однако, мысль о седьмом участнике группы мне не нравится, так как его наличие подразумевает, что также существует градация первых шести. Но её абсолютно нет, в группе господствует демократия - проклятая демократия.


Metal Hammer: В заключение, еще раз вернёмся к DVD: какие сцены из Völkerball тебе, как продюсеру, больше всего нравятся?

Эмануэль Фиалик: Я просмотрел всё видео слишком много раз, чтобы иметь ещё и какие-то любимые. В документальных фильмах есть удивительные моменты, которые стоят особняком. Это меня радует. Например, как Олли Ридель рассказывает, что он верит, что может управлять надувной лодкой, на которой он плавает над людьми, с помощью мысли. Я люблю Олли за это высказывание. Оно говорит о его воле и серьёзности. По большей части это такие трогательные вещи, которым можно очень радоваться спустя 12 лет сотрудничества. Например, усмешка Пауля, а также Рихард во время концерта в Nimes. Доли секунд, но благодаря им DVD Völkerball очень выигрывает.


Metal Hammer: Когда DVD выйдет 17 ноября, наконец, на рынок, вам предстоят новые проекты. Коротко: чем будут заниматься Rammstein в следующем году?

Эмануэль Фиалик: На нашей первой встрече в январе мне хочется поговорить о туре. Мы очень хотим отправиться в тур по Южной Америке, который был отменён из-за болезни Флаке. Далее мне хотелось бы выработать рациональный план создания нового альбома, связанный с этими концертами. Но это только моё личное представление. Если поедем в тур по Европе, то нам нужно новое шоу, которого у нас нет. В Южной Америке мы можем показать шоу с Reise, Reise-тура. Возможно также участие в одном или нескольких фестивалях.


Metal Hammer: Тоже в Европе?

Эмануэль Фиалик: Да, но это опять же будет краткосрочно. У нас есть приглашения, но мы должны ответить уже сейчас в декабре или, самое позднее, в январе, хотим мы выступить или нет. Что касается остального, то в 2007 году Rammstein начнут работу над новым диском, который возможно выйдет в 2008 году.


Thorsten Zahn


[1] Эклектичность – от эклектизм: неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений. В архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов.

//Перевод: Meg, редакция: LISA//