Безопасный экстрим
Новый концерт немецкой группы Rammstein в Петербурге. Теперь встреча на стадионе "Петровский" 17 июня.
Сейчас трудно себе вообразить человека, ничего не знающего о Rammstein. Их слушают молодые бизнесмены и праворадикалы, а школьники средних классов ведут дневники, посвященные Rammstein, и сражаются за любимую группу с "попсовиками" - фанатами пустоголовой Натальи Орейро. Ещё за месяц до концерта поклонники заботятся о билетах, поскольку концерт Rammstein - праздник, по яркости происходящего на сцене не уступающий великосветскому маскараду времен Екатерины II. Кто-то из музыкантов устроит на сцене безопасный, но шокирующий полигон с огнем и петардами, другой спустится откуда-то сверху и загорится, а третий поедет в надувной лодке по залу. Июньское выступление группы на стадионе "Петровский", по всей вероятности, станет по-настоящему Большим Концертом, таким, какого никто и никогда здесь пока не видел. Можно себе представить, что будет твориться в Москве на аэродроме в Тушино. Так что интереснее всего побывать на двух концертах, а потом сравнивать. До сих пор причины бешеной популярности шести немцев по всему миру остаются загадкой для многих. Казалось бы: каждый публичный шаг группы способен удавить зародыш глобального успеха. Во-первых, их агрессивные выступления, искажающие принятые в приличном обществе представления о хорошем вкусе. Классический концерт Rammstein невозможен без имитации сексуальных игр с фаллоимитаторами, садомазо-перфомансов и почти произвольных самоподжогов. Во-вторых, их по-настоящему злобные песни филосовско-романтического толка про кровь, солнце и ведьм, кажется, должны быть приятны жестоким узурпаторам, на самом же деле волнуют лучших представителей миддл-класса и обеспеченную прослойку арт-группировки, делающих кассу музыкальным лавкам, скупая в неограниченных количествах раммштайновский бестселлер "Mutter". И в-третьих, этот немецкий, непонятно, почему у большинства российских граждан не проявляется подсознательная аллергия на вражеский в прошлом язык. Наоборот, и в этом уверены сами музыканты, никакой другой язык, кроме их родного немецкого, так идеально не сочетается с брутальным индастриалом Rammstein. Несмотря на видимую незаинтересованность группы в широком признании, музыканты горячо любимы в России. Когда они приезжают сюда, обязательно поют песню на русском "Работа у нас такая" (все-таки музыканты из бывшего ГДР и немного знают русский), разворачивая российский флаг, и признаются в антипатии к собственным ультраправым поклонникам. Кажется, любовь к Раммштайн сродни потребности в бытовом экстриме. Это все равно что всю неделю с утра до вечера работать операционистом в банке, а потом на уик-энд отправится за город прыгать с парашютом, всю дорогу слушая в машине "Ich Will", "Sonne" и "Du Hast". С этой точки зрения, причины успеха Раммштайн не представляются загадочными.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ
Самобытность.
Группе Rammstein никогда не победить на конкурсе "Евровидение". Да им это и не нужно. Главное для них - петь на немецком, а призы MTV и платиновые тиражи пластинок и так их находят. Кажется, все события развивались спонтанно: берлинцы Линдерманн, Ридель и Шнейдер, библиотекарь Ландерс, рабочий Лоненц и кассир Крупс собрались в 1994-ом и заиграли. Взяли эффектное название, обозначающее на немецком уличные каменные заграждения для машин (потом обнаружилась деревня с таким же названием, где в августе 1988-го во время показательных полетов на военной базе развернулась крупная авиакатастрофа). Сами музыканты успех своей музыки объясняют по-простому: "Мы выросли за Стеной и развивались самобытно. Никто на нас не влиял, мы сами себя придумали!". Критики склоняются к другой версии, Rammstein, по их мнению, - единственная немецкая группа после Scorpions, за промоушн которой всерьез взялись силы мирового шоу- бизнеса. Они сделали ставку не на Clawfinger и Kraftwerk - они выбрали не похожих ни на кого Rammstein и не проиграли.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ
Романы с Риффеншталь, Линчем, Depeche Mode и Хельнвайном.
На местных пресс-конференциях "Раммштайн" журналистов до сих пор волнуют вопросы взаимоотношений немцев с культовыми героями прошлого XX века. "Вы общаетесь с Depeche Mode? Почему на концертах вы каждый раз исполняете кавер-версию их песни "Stripped"? Как вам творчество Риффеншталь?" Похоже, музыканты устали давать одинаковые ответы. Однажды, скроив клип "Stripped" из кадров "Олимпии" Риффеншталь, пожертвовав две песни для саундтрэка "Шоссе в никуда" Линча, подружившись с гиперреалистом Хельнвайном, они навсегда определили себе место в современном музее культа.
Pulse - Санкт-Петербург, Май-2002
Tweet |